ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС
ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС Общество постоянно развивается От низшего к высшему, от простого к сложному От высшего к низшему,де- градация
ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС: исторические взгляды. 8-7 в.до н.э. Царство зла и насилия Начало падения морали и благочестия Легкая и беззаботная жизнь
ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС: исторические взгляды.
Социальный прогресс, восходящее развитие человеческого разума
ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС: исторические взгляды. Прогресс- не только принцип разума,но и принцип мировых событий. Человечество развивается пос- тупательно, прогрессивно раз- вивается и производство. Возврат к теории цикличного кругово- рота, предсказание, «конца света». Прогресс-движение к цели,но прогрес- сирует лишь человек
Противоречивость прогресса. Развитие человечества идет не по прямой, а по ломанной линии.
Огромное количество участников с разными интересами Разнонаправленность процессов общественного развития Развитие промышленности Причины противоречивости прогресса
Критерии прогресса. Развитие разума Развитие нравственности,люди должны относиться друг к дру- гу, как братья. Постепенное приближение к правовому устройству Рост сознания свободы Все эти точки зрения не являются универсальными,они охватывают только одну сторону развития общества.
Критерии прогресса. Развитие производительных сил включая человека Общественное производство- основа жизнедеятельности человека Прогрессивны те общественные отношения,которые сответствуют уровню развития производитель- ных сил и открывают наибольший простор для их развития,для рос- та производительности труда, для развития человека. Развитие материального производства может происходить на фоне духовной деградации.
Критерии прогресса. Свобода-непременное условие самореализации людей, чем свободнее человек, тем больше он имеет возмож- ностей для самореализации.
Критерии прогресса. Наиболее полное удовлетворение материальных потребностей чело- века Огромные возможности для развития разума,тво- рческих начал,нравствен- ности.
Прогрессивные силы. Силы, которые борются за обеспечение благо- приятных условий для развития человека. Силы, разжигающие со- циальные, националь- ные,расовые конфлик- ты,ограничивающие права и свободы чело- века Прогрессивные и реакционные классы и обще- ственные систе- мы(рабочий класс и буржуазия и т.д.) Прогрессивна интеллигенция