МОУ Неклиновская вечерняя СОШ Сухо - Сарматский УКП Пушкин А. С. Работу выполнил Ученик 11 класса Киракосян Александр Преподаватель: Евсеева Г.В.
«Известен впредь мой будет вид…» Образ поэта в портретах Быть может – лестная надежда! Укажет будущий невежда На мой прославленный портрет, И молвит: то-то был поэт! А. С. Пушкин
Рассматривая портреты А.С.Пушкина, как эскизные, так и завершенные, можно себе представить ту сложность задачи, которая стояла перед художниками. Многие современники отмечали изменчивость его облика, свойство резко преображаться от смены настроения и душевного состояния.
Биография поэта свидетельствует о том, что он был гениален не только в творчестве, но и в линии жизненного поведения. Вот почему портреты Пушкина имеют непреходящую историко-культурную значимость.
Иконография Пушкина открывается его портретом в раннем детстве, исполненным на небольшой металлической пластине масляными красками. Существует несколько версий об авторстве миниатюры, которая выгодно отличается от традиционных детских портретов той эпохи своей непосредственностью и прозорливостью в передаче характера модели гг
Вторым по времени создания портретом Пушкина является акварель, исполненная, по всей вероятности, лицейским преподавателем рисования С.Г Чириковым. Задумчивое выражение лица, поза и облик проникнуты ощущением ясности и чистоты помыслов начинающего поэта. Сам же он в стихотворении «Мой портрет», написанном на французском языке в 1814 г, дал себе такую характеристику: Сущий бес в проказах, Сущая обезьяна лицом, Много, слишком много ветрености – Да, таков Пушкин. ок.1815 г
Три наиболее известных автопортрета Пушкина. Первый из них относится к 1818 г, два других выполнены в альбоме Ушаковой, датированном 1829 г.
Все известные натурные портреты поэта были исполнены за последние 10 лет его жизни – с 1826 по 1837 год. Первым в этом хронологическом ряду является карандашный рисунок обрусевшего иностранца польского происхождения Е-И. Вивьена. В его изображении Пушкин еще очень молодой, открыто и благожелательно смотрящий на зрителя. Вивьен сумел передать интимные черты Пушкина-человека: душевную мягкость, сердечность, простодушие, детскую незащищенность натуры. осень 1826 г
Годом раньше появляется примечательный, но малоизвестный портрет поэта. Эта работа кисти неизвестного художника отличается и своей неофициальностью, и своим психологизмом. На лицо поэта падает тень от шляпы. Но она не скрывает удивительного выражения глаз Пушкина, в которых читается и надежда, и грусть, и ожидание, и предчувствие судьбы. Стоит заметить, что портрет это датирован 13 июня 1831 года, то есть он достаточно полно передает душевное состояние Пушкина спустя несколько месяцев после его женитьбы г
После смерти поэта количество его изображений резко увеличивается, причем намечается тенденция к приближению к натуре, стремление включить Пушкина в контекст современной жизни. Но все последующие портреты все-таки являются уже не свидетельствами, а интерпретациями образа великого поэта.