Развитие творчества детей через театрализованные игры
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. При этом игра понятие многообразное. Среди многочисленных игр у детей пользуются игры в «театр», драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы или театральные представления.
Драматизировать – значит разыграть в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры его персонажей. Игра-драматизация – деятельность, требующая от дошкольников необходимых для выполнения её способностей, умений, навыков.
Процесс игры-драматизации возможен, если ребенок: -имеет опыт восприятия литературных произведений, их переживания и осмысливания; -имеет опыт взаимодействия с театральным искусством (знает, что такое театр, что такое спектакль и как он рождается, имеет опыт восприятия и переживания театрализованного действия, владеет специфическим языком театрального искусства); -включается в игровую деятельность соответственно своим способностям и возможностям (ребенок-режиссер, ребенок - актер, ребенок -зритель, ребенок - оформительдекоратор спектакля).
Позиции в игре-драматизации: Ребенок- режиссер Ребенок-актер Ребенок-зритель Ребенок- декоратор
Этапы театрализованной деятельности: художественное восприятие литературных и фольклорных произведений; освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»); самостоятельная творческая деятельность.
Проблемы развития игровой театральной деятельности: недостаток учебного времени, т.е общая загруженность воспитателей. недопонимание значения театрализованной деятельности для развития ребенка-дошкольника. отсутствие у дошкольников опыт восприятия театрального искусства. Приобщение к театру не носит массового характера и значит, часть детей остается вне этого вида деятельности бессистемность и поверхностное ознакомление с театром в детском саду и в семье, что формирует у детей представления о доступном восприятии сценического оформления произведений без специальных знаний. театрально-игровая деятельность характеризует примитивность и импровизации, бедность исполнения для создания образа средств выразительности.
Цель – научить ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародить стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
Задачи и содержание: 1. Формирование положительного отношения детей к театрализованным играм. Это подразумевает углубление их интереса к определенному виду театрализованной игры, образу героя, сюжету, наличие интереса к театральной культуре, осознание причин положительного или индифферентного отношения к игре, связанного с наличием или отсутствием интереса и способности к самовыражению в театрализованной деятельности. 2. Приобщение детей к театральной культуре, т.е. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью людей, работающих в театре, яркими представителями данных профессий, видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада и пр.). 3. Углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Старшим дошкольникам доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Например, «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина», «Новые приключения героев сказок Ш. Перро» и пр.
Принципы организации театрализованной игры: 1. Принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты 2. Принцип комплексности предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка. 3. Принцип импровизационности, где театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению. 4. Принцип интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализованно - игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс.
Направления театрально- игровой деятельности: как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета) исполнительское (речевое, двигательное) оформительское (декорации, костюмы, атрибутика и др).
Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.