Урок развития речи в 5 классе.
Образовательные цели урока: дать общее понятие о смысловых типах текстов, обучить приёмам разграничения описания, рассуждения и повествования, вырабатывать навык пользования разными типами текстов в различных ситуациях.
Речевая разминка. Прочитайте стихотворение И.Никитина: Звёзды меркнут и гаснут. В небе облака. Белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается. Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг С листьев брызнет роса серебристая. О чём это стихотворение? К какому стилю речи его можно отнести? Как можно озаглавить текст?
Работа по теме урока. Прочитайте тексты вслух. Облака, Облака – Кучерявые бока, Облака кудрявые, Целые, Дырявые, Лёгкие, Воздушные, Ветерку послушные. (С.Михалков)
- Облака, облака. Пышные, белые. Расскажите, облака, Из чего вас сделали? Может, вас, облака, Делали из молока? Может быть, из мела? Может быть, из ваты? Может быть, из белой Из бумаги мятой? - Никогда, никогда, - Отвечали облака, - Никогда не делали Нас из молока, Никогда из мела, Никогда из ваты, Никогда из белой Из бумаги мятой. Мы – дождевые, Мы – снеговые. Если летом мы плывём, Мы с собой грозу несём, Если мы плывём зимою, Мы пургу несём с собою. Вот какие мы! (И. Мазнин)
Драчуны. Плыло по небу большое мохнатое облако. Плыло гордо, неторопливо. И встретилось с другим облаком. - Эй ты, прочь с дороги! – закричало первое облако. - Это ты убирайся! – рассердилось второе. - Ах, ты так! Ну, погоди же! И первое облако толкнуло второе в бок. - Ты ещё и драться лезешь! – рассвирепело второе облако и почернело от злости. Получилось не облако, а туча. Первое тоже потемнело, нахмурилось, в тучу превратилось. Сшиблись великаны лбами, да так, что искры посыпались. Люди внизу задирали головы и говорили: «Вот это молния! Ай да гром! Сейчас гроза будет». И верно: вслед за искрами у разозлённых толстяков из глаз слёзы полились. (По И.Яковлевой)
Анализ текстов. Посмотрите на вопросы к этим текстам. Выберите вопрос к каждому из текстов: Какие облака? (Описываем их признаки.) Почему облака пышные, белые? (Доказываем.) Что произошло с облаками? (Повествуем, что было вначале, как развивались события далее.)
Опорная схема. П Что произошло? Несколько фотографий – рисунков. О Какой? Одна фотография – рисунок. Р Почему? Нет фотографии – рисунка.
Задание. Дано начало трёх текстов. Укажите, к какому типу текста можно отнести каждый из них, судя по началу. Докажите. У меня есть младший брат. Зовут его Толя. У него густые золотисто-оранжевые волосы, жёсткие, как щётка, и вьющиеся; большие голубые глаза, курносый нос, пухлые губы и алые щёки… Вышли мы с братом однажды погулять. Вдруг навстречу мне школьные друзья. Они позвали меня кататься на лыжах. Я согласился… У меня есть младший брат. Я очень привязан к нему. И вот почему…
Работа в группах. Приведите примеры использования разных типов текста в произведении А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» Помните! В повествовании рассказывается о последовательных действиях (что было вначале, дальше? Как развивались события?). В описании даются признаки, качества, свойства предмета (какой он?). В рассуждении выявляются причины событий, их связь (почему произошли какие-либо события?).
Домашнее задание. Используя разные типы текста, подготовьте сообщение о своей любимой книге.