Урок развития речи в 5 классе.. Образовательные цели урока: дать общее понятие о смысловых типах текстов, обучить приёмам разграничения описания, рассуждения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Типы речи. Основные типы речи – повествование, описание, рассуждение. В повествовании обычно говорится о действиях и событиях (что было сначала, потом,
Advertisements

Автор: Учитель русского языка и литературы БОУ «Лицей» г. Калачинска Омской области Эртман Наталья Сергеевна Презентация к уроку русского языка «Тип речи»
Типы речи урок развития речи 5 класс Автор: Вислова Ольга Борисовна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 3 г. Донецк Ростовская область.
Типы речи Описание. Повествование. Рассуждение. Выполнила Жогина И.В. Учитель МОУ СОШ 16.
………… самая изобразительная часть речи. ………… могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении. В. В.
МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА ТРЕТЬЕ ЛИШНЕЕ Глагол, наречие, союз. Существительное, числительное, глагол.
Двадцать шестое апреля.. Глагол или существительное? На то и печь, чтобы пироги в ней печь. Стою на нашем берегу, покой границы берегу. Снежное покрывало.
Родные поэты И.З.Суриков И.С.Никитин Ф.И.Тютчев А.А.Фет Презентацию выполнила учитель МКОУ «СОШ 1» г. Изобильного Голубова Алла Львовна.
закрепление знаний учащихся в области лексикологии, словообразования, морфологии; подготовка к написанию сочинения ассоциативного характера. повышать.
Лексический анализ текста стихотворения Никитина.
Работа ученицы 2 б класса Бабоян Нины. Облака, облака, Пышные, белые, Расскажите, облака, Из чего вас сделали? Может вас, облака, Сделали из молока ?
Способы связи предложений в тексте Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Первомайская сош» Первомайского района Тамбовской.
Типы речи. Повествование.. Что произошло? - повествование Какой? (какие?) - описание Почему? - рассуждение.
Жизнь и творчество Ивана Саввича Никитина Презентацию выполнила Керимова Гульнара Муталимовна учитель русского языка и литературы МКОУ«Башлыкентская СОШ»
Типы речи В русском языке различают 3 типа речи: повествование описание рассуждение.
1. Схема текста типа рассуждение почему? что из этого следует? Тезис- утверждение, которое нужно доказать обоснование: аргументы примеры вывод.
Интегрированный урок физики и мировой художественной культуры Авторы: учитель физики Ситникова И. А., учитель МХК Фомина Н. В. МОУ «Началовская СОШ» Тепловые.
Учитель русского языка ГОУ школа 336. Разряды прилагательных по значению КачественныеОтносительныеПритяжательные.
По-разному можно текст создавать: Можно красиво все описать, Можно проблему поднять, рассуждать, Можно и случай какой рассказать. Каждый получим с особым.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА Урок-путешествие.
Транксрипт:

Урок развития речи в 5 классе.

Образовательные цели урока: дать общее понятие о смысловых типах текстов, обучить приёмам разграничения описания, рассуждения и повествования, вырабатывать навык пользования разными типами текстов в различных ситуациях.

Речевая разминка. Прочитайте стихотворение И.Никитина: Звёзды меркнут и гаснут. В небе облака. Белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается. Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг С листьев брызнет роса серебристая. О чём это стихотворение? К какому стилю речи его можно отнести? Как можно озаглавить текст?

Работа по теме урока. Прочитайте тексты вслух. Облака, Облака – Кучерявые бока, Облака кудрявые, Целые, Дырявые, Лёгкие, Воздушные, Ветерку послушные. (С.Михалков)

- Облака, облака. Пышные, белые. Расскажите, облака, Из чего вас сделали? Может, вас, облака, Делали из молока? Может быть, из мела? Может быть, из ваты? Может быть, из белой Из бумаги мятой? - Никогда, никогда, - Отвечали облака, - Никогда не делали Нас из молока, Никогда из мела, Никогда из ваты, Никогда из белой Из бумаги мятой. Мы – дождевые, Мы – снеговые. Если летом мы плывём, Мы с собой грозу несём, Если мы плывём зимою, Мы пургу несём с собою. Вот какие мы! (И. Мазнин)

Драчуны. Плыло по небу большое мохнатое облако. Плыло гордо, неторопливо. И встретилось с другим облаком. - Эй ты, прочь с дороги! – закричало первое облако. - Это ты убирайся! – рассердилось второе. - Ах, ты так! Ну, погоди же! И первое облако толкнуло второе в бок. - Ты ещё и драться лезешь! – рассвирепело второе облако и почернело от злости. Получилось не облако, а туча. Первое тоже потемнело, нахмурилось, в тучу превратилось. Сшиблись великаны лбами, да так, что искры посыпались. Люди внизу задирали головы и говорили: «Вот это молния! Ай да гром! Сейчас гроза будет». И верно: вслед за искрами у разозлённых толстяков из глаз слёзы полились. (По И.Яковлевой)

Анализ текстов. Посмотрите на вопросы к этим текстам. Выберите вопрос к каждому из текстов: Какие облака? (Описываем их признаки.) Почему облака пышные, белые? (Доказываем.) Что произошло с облаками? (Повествуем, что было вначале, как развивались события далее.)

Опорная схема. П Что произошло? Несколько фотографий – рисунков. О Какой? Одна фотография – рисунок. Р Почему? Нет фотографии – рисунка.

Задание. Дано начало трёх текстов. Укажите, к какому типу текста можно отнести каждый из них, судя по началу. Докажите. У меня есть младший брат. Зовут его Толя. У него густые золотисто-оранжевые волосы, жёсткие, как щётка, и вьющиеся; большие голубые глаза, курносый нос, пухлые губы и алые щёки… Вышли мы с братом однажды погулять. Вдруг навстречу мне школьные друзья. Они позвали меня кататься на лыжах. Я согласился… У меня есть младший брат. Я очень привязан к нему. И вот почему…

Работа в группах. Приведите примеры использования разных типов текста в произведении А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» Помните! В повествовании рассказывается о последовательных действиях (что было вначале, дальше? Как развивались события?). В описании даются признаки, качества, свойства предмета (какой он?). В рассуждении выявляются причины событий, их связь (почему произошли какие-либо события?).

Домашнее задание. Используя разные типы текста, подготовьте сообщение о своей любимой книге.