Р АЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
О ТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ принципыусловия новое понимание качества образования – ориентация на результат. ситуация выбора (вариативность содержания, форм участия) образование не ограничивается временными и пространственными рамками учащийся проявляется многогранно; востребован весь потенциал личности движущая сила – самореализация опора на самостоятельную работу цель – развитие индивидуальности человека (субъектность) многогранное общение в процессе образования
Д ЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД. Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое деятельностный подход в образовании! А.А.Леонтьев
О БУЧАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Мотивация Целеполагание Цикл познавательной деятельности Информация Обдумывание Планирование Реализация Контроль Оценивание Коррекция
С АМООЦЕНКА - суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех или иных качеств, свойств в сравнении их с определённым образцом- эталоном.
С РЕДСТВА САМООЦЕНКИ : самонаблюдение, самоанализ, самоотчёт, сравнение.
В ИДЫ САМООЦЕНКИ адекватная устойчивая заниженная завышенная.
П РИЁМЫ РАЗВИТИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ речевые разминки, творческие работы, задания «Найди ошибку», не исправление ошибок, а указывание на слова или строчки, в которых допущены ошибки, слова одобрения, обмен впечатлениями, групповые дискуссии, рефлексия при подведении итогов урока; учащимся предлагается оценить свои достижения, чувства, состояние, познавательный интерес, межличностные отношения.
С АМОКОНТРОЛЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - умение критически оценить свое внешнее поведение и умственную деятельность под руководством педагогов и семейного окружения в процессе учебной деятельности.
Э ТАПЫ РАЗВИТИЯ САМОКОНТРОЛЯ Понимание учащимися и их родителями значимости и необходимости решения данной проблемы Освоение методик развития самостоятельных контрольных действий Умение планировать, контролировать и прогнозировать свою деятельность.
П ЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ формирование положительной мотивации к самоконтролю; осуществление взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (учителя, ученика, родителей
Т АК В 1 КЛАССЕ ДЕТИ УЧАТСЯ : - сравнивать результат своей деятельности с образцом, заданным в материальной форме; - воспроизводить состав контрольных действий и операций, заданных учителем; - выполнять действия по развернутой инструкции; - осуществлять самопроверку по плану, включающему 1-2 пункта; - использовать для самоконтроля схемы- модели, составленные учителем.
В О 2 КЛАССЕ УЧЕНИКАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ : - сравнивать промежуточный результат с эталоном; - перечислять последовательность действий и операций контроля; - корректировать памятки; - выполнять действия по инструкции, в которой отсутствуют некоторые звенья; - осуществлять самопроверку по плану, включающему 3-4 пункта; - участвовать в коллективно-распределенной деятельности по составлению схем, алгоритмов к правилам и определениям.
В 3 КЛАССЕ УЧЕНИКИ ТРЕНИРУЮТСЯ В : - сравнении результата деятельности с образцом, заданным через систему условий; - составлении проверочных заданий для самоконтроля; - коллективно-распределительном составлении алгоритмов; - выполнении действий по инструкции с ограничениями; - самопроверке по плану с отсутствующими звеньями; - составлении модели значимых условий деятельности под руководством учителя.
В 4 КЛАССЕ ШКОЛЬНИКИ УПРАЖНЯЮТСЯ В : - сличении результата деятельности с образцом на основе самостоятельно прогнозируемых условий эффективности; - определении состава действий и операций и действий предстоящей деятельности с анализом субъектных трудностей; - выполнении действий по общей инструкции; - самопроверке по плану с отсутствующими (неопределенными) звеньями; - самостоятельном корректировании плана проверки; - целенаправленной разработке общего способа контроля всех подобных задач под руководством педагога.
П РИЁМЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ Сигнальные карточки Шкала оценивания («волшебная палочка») Дневник настроения («Школа 2100»)
Г РАФИК : «Т ЕМП ЧТЕНИЯ УЧЕНИКА *****»
Л ИСТ ДОСТИЖЕНИЙ УЧЕНИЦЫ ******** СентябрьДекабрьМартМай Умение видеть изучаемую орфограмму БП++ Безударные падежные окончания имён существительных --++ Безударные окончания имён прилагательных ББП+ Безударные личные окончания глаголов П+++ Безударные гласные в суффиксах ++++
А НАЛИЗ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО МАТЕМАТИКЕ УЧАЩИХСЯ 4* КЛАССА Фамилия ученика Решение задач на движение Умножение многознач- ных чисел Решение неравенств Действия с именован. числами 1.*** 2.***** 3.******* 4.********** 5.**************