Особенности коррекционно - развивающей работы с обучающимися в условиях реализации новых образовательных стандартов. Педагог - психолог ГОУ ЦО 1874 Давыденко Татьяна Николаевна
Основные блоки деятельности : - диагностико - прогностический ; - аналитико - моделирующий ; - коррекционно - развивающий.
Взаимосвязь универсальных учебных действий
Регулятивные универсальные учебные действия. Планируемые результаты. Ученик будет или сможет: * принимать и сохранять учебную задачу самостоятельно или при минимальной помощи педагога ; * планировать свои действия для выполнения задания во внешнем плане; * учитывать и выполнять установленные правила поведения на занятиях и при выполнении заданий; * проводить пошаговый контроль результатов своей деятельности под руководством педагога; * самостоятельно или при минимальной помощи педагога вносить необходимые исправления в действия и задания на основе их контроля и оценки; * регулировать свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Гипер- социализа- ция Саморегуляция Нет опыта Нарушения Пс.физ. незрелость Не умею Не хочу Не могу
Познавательные универсальные учебные действия. Планируемые результаты. Ученик будет или сможет: * осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса результатов деятельности; * самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; * осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; * осуществлять синтез как составление целого из частей (проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; * устанавливать простые причинно-следственные связи между знакомыми объектами или явлениями; * обобщать объекты и явления; * устанавливать простые аналогии; * овладеть рядом общих приемов выполнения заданий.
Творческое мышление Абстрактно- логическое Словесно-логическое Наглядно-образное Наглядно-действенное Биологическое наследие Теоретическое мышление Практическое мышление
Письмо * нестабильность графических форм; * отсутствие связных движений при письме; * плохой, небрежный почерк; * очень медленный темп письма; * тремор (дрожание руки); * слишком большое напряжение руки при письме, либо слишком слабый нажим. Чтение * низкая скорость чтения; * слоговой тип чтения; * низкий уровень понимания прочитанного
Личностные универсальные учебные действия. Планируемые результаты. Ученик будет или сможет: * положительно относиться к коррекционно- развивающим занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности; * проявлять устойчивый учебно - познавательный интерес к новым общим способам решения задач; * ориентироваться на понимание причин своих успехов и неудач в выполнении заданий на основе их анализа; * сам оценивать результаты своей работы на основе критериев успешности ее выполнения; * осознавать смысл и оценивать свои поступки и поступки других детей с точки зрения усвоенных моральных норм и этических чувств; * с эмпатией относиться к чувствам и переживаниям окружающих людей.
Письмо. - трудности освоения конфигурации букв; - зеркальное написание букв и цифр; - сращивание и расщепление слов при письме; - слитное написание с предлогами; - высота букв не соответствует высоте рабочей строки; - перестановка букв; - неправильное расположение работы на странице; - несоблюдение рабочей строки; Чтение. - повторное считывание или пропуск строки; - считывание букв (цифр) в обратной последовательности; Математика. - затруднения в счете из-за неправильного считывания; - трудности формирования понятия числового ряда и его свойств.
Изменить отношение к проблеме: от раздражения, обвинения, отчаяния, чувства вины – к пониманию, сочувствию, желанию помочь, оптимизму.
Пути помощи Сотрудничество с ребенком Концентрация Поддержка Творческий поиск Осознание Ты хороший Внутренний контроль Метод проб и ошибок Усиленное развитие способности
Пути помощи: Комплексное использование всех видов восприятия с о пор ой на главную репрезентативную систему * Подкрепление зрительной информации словесным проговариванием, работой с практическим материалом * Подкрепление слуховой информации наглядностью (зрительной информацией ), работой с практическим материалом. ЗрениеСлухОсязание Кинестетика
* Я слышу – и забываю, * Я вижу – и запоминаю, * Я делаю – и понимаю! Конфуций.
Возможные причины. * Недостаточное развитие вербально- смыслового анализа * Недостаточная гибкость мышления и способность к синтезу * Не усвоено правило
Меня зовут Катя. Я умею читать.
Возможные причины. * Не сформирован переход от конкретного плана действий к абстрактному * Недостаточно сформирован внутренний план действий * Не сформирован ы понятия «больше - меньше» * Недостаточное развитие пространственных отношений * Сниженный уровень интеллектуальной деятельности
* фото Мы учимся считать!
Умножать - это просто!!!
Приложение. Методики для комплексного диагностического исследования. 1.Уровень готовности к школьному обучению. Екжанова «Диагностико – прогностический скрининг» Подготовленность к школьному обучению ( рекомендации Минобразования) 2. Уровень школьной адаптации. Пономаренко «Деревья» Мотивация. Анкета Лускановой Микропрактикум «Мой класс» Тревожность. Модифицированный тест Теммл, Дорки, Амен – 1-2 кл. Тест Прихожан – Кондаш «Школьная тревожность» кл. Самооценка. «Лесенка Лонга» - 1,2 кл. Шкалы Дембо – Прихожан – Рубинштейн -3-4 кл. 3. Уровень учебных возможностей. Таблицы Крепелина «Умственная работоспособность» Замбятявичене «Исследование словесно – логического мышления»
Спасибо за внимание.