Подготовка к сжатому изложению по тексту Евгения Андреевича Пермяка «Перо и чернильница ».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учитель русского языка и литературы МОУ – СОШ 14 Н. М. Рыжкова.
Advertisements

Сжатое изложение. П ЕРО И ЧЕРНИЛЬНИЦА.. - Скажи, дедушка, - как-то спросил Серёжа,- откуда ты сказки берёшь? - Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы.
Сжатое изложение. Упр Подготовил учитель русского языка и литературы 5 классов ГБОУ СОШ 2034 Семагина М.С.
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ 1 7 класс. Тема: стили литературного языка Цели: -закрепить понятие о стилях речи; -развивать навыки анализа текста.
Поучение – жанр, излагающий правила жизни, которые автор хотел донести до читателя: он поучал его.
Роль метапредметных программ в создании единой речевой среды гимназии Веселова З.Т., учитель русского языка и литературы, заслуженный учитель РФ.
Экспресс-тест Тема: «Основные понятия лексики».. Экспресс - тест 1. Лексика – это 1. Лексика – это а) раздел науки о языке, изучающий звуки речи а) раздел.
Сочинение - рассуждение на основе текста художественного стиля. 6 класс Учитель : Краснобаева Ольга Валентиновна.
УРОК ПИСЬМА. Эпистолярный жанр (греч. «epistole» - послание, письмо)
Работу выполнили :Курганов Сергей и Александр Даниелов.
Презентация подготовлена к уроку чтения в 8 классе учителем русского языка и литературы Ермаковой Екатериной Яковлевной.
Басня как жанр речи Басня – короткий рассказ в стихах или прозе с чётко сформулированной моралью, имеющий поучительный смысл.
Часть С 1. Проблема текста 2. Комментарий к сформулированной проблеме. !!! Cамая сложная часть работы (НЕ ПЕРЕСКАЗ) 3. Позиция автора. 4. Аргументация.
Как написать сочинение на лингвистическую тему? Важной задачей такого сочинения является – объяснение (пояснение) в 1-2 предложениях смысла высказывания.
Диалог 5 класс Составитель учитель МОУ СОШ с.Бердюжье Шукалович Е.П.
СЛОВАРИ РУССКОГО ЯЗЫКА. Русской речи Государь по прозванию Словарь.
Стили речи 1. Разговорный стиль 2. Научный стиль 3.Официально-деловой стиль 4. Публицистический стиль 5. Художественный стиль.
Фонетика Сколько гласных звуков? Сколько гласных звуков? Сколько букв в слове «степь» ? Сколько букв в слове «степь» ? Назовите только твёрдые согласные.
Духовно-нравственные ценности рассказа В. М. Шукшина «Чудик»
Транксрипт:

Подготовка к сжатому изложению по тексту Евгения Андреевича Пермяка «Перо и чернильница ».

ПРИТЧА – небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегорической форме. Иносказание, аллегория – изображение отвлечённого нравственного понятия или явления через конкретный образ. Притча – иносказательный рассказ с поучением.

Синонимы – слова, близкие по лексическому значению. Например: Бежать - мчаться, лететь, нестись Бросать - кидать, швырять Блистать - сверкать, сиять, светиться

Синонимы из текста к слову «Добывать» БЕРЁШЬ ДОСТАЁШЬ ЗАЦЕПЛЯЕТСЯ ВЫТАЩИШЬ

Смысл поучений деда Нельзя быть эгоистом Нельзя думать только о себе Нужно смотреть на мир, на людей Нужно доверять миру Нужно быть открытым Уметь утверждать себя в мире честным трудом Для этого нужно много и хорошо учиться

Антонимы – слова с противоположным лексическим значением. Например: Широкий – узкий Длинный – короткий Сухой – мокрый Ранний- поздний

Автор в тексте использует антонимы жидкие - гуще (о чернилах); мелкая – глубже (о чернильнице); тупое – острее (о пере); (Это прилагательные в разных формах).

Фразеологизм – устойчивое сочетание слов. Толковый словарь Ожегова даёт нам значение этого фразеологизма, мы его найдём в словарной статье слова «ус- усы». Оно сопровождается пометой «разг.» (разговорное, то есть принадлежащее разговорному стилю). Лексическое значение фразеологизма таково: На ус намотать – принять во внимание, запомнить с какой-либо целью, принять в соображение.

«Фотографии», иллюстрирующие содержание текста. Разговор дедушки и внука о сказках. Серёжа учится в школе. Разговор героев: дедушка утешает внука. Результаты разговора.

Сопоставление записей Откуда ты сказки берёшь? О том, как Серёжа пером из чернильницы учился сказки добывать. Сказка получится, если, Серёжа, без людей, сам по себе жить не начнёшь. На ус намотал – другим пересказал. Разговор дедушки и внука о сказках. Серёжа учится в школе. Разговор героев: дедушка утешает внука. Результаты разговора.

Идея произведения – это то, что автор хочет донести до читателей. Автор написал текст для своих читателей, он в иносказательной форме хочет донести до них свою идею – не живи только для себя, иначе ничего в жизни не добьёшься.

I часть Диалог – разговор двух или нескольких лиц. - Скажи, дедушка, - как – то спросил Серёжа, - откуда ты сказки берёшь? - Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы. - А как ты их оттуда достаёшь, дедушка? - Ручкой с пёрышком, милый внук, ручкой с пёрышком.

Перевод предложений из прямой речи в косвенную. Серёжа спросил как-то у дедушки, откуда тот сказки берёт. «Из чернильницы ручкой с пёрышком»,- ответил дедушка. (16 слов).

II часть текста Поступил Серёжа в школу. Что нам уже известно? Что здесь является темой? Правилен ли порядок слов в предложении? Зачем автор его нарушил? Стал из чернильницы сказки добывать. Что в этом предложении не подчиняется законам синтаксиса? Сначала палочки. Какая особенность в этих Потом крючки. трёх предложениях? Потом буквы. Обобщение: В тексте все предложения построены по-разному.

Сократим II часть текста в 2 раза Стал Серёжа в школе из чернильницы добывать сначала палочки, крючки, буквы, потом слова. А сказка не зацепляется. (17 слов)

Итог урока Стиль речи – художественный Тип речи – повествование в жанре притчи Жанр – притча Притча – иносказательный рассказ с поучением Тема - о том, как Серёжа учился «добывать сказку пером из чернильницы». Идея - если будешь не в одну чернильницу смотреть, если сам по себе жить не начнёшь – «зацепишь сказку».