Тип Членистоногие (Уроки РК по биологии 7 класс) Многообразие ракообразных. Паукообразные и их роль в природе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема урока «Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные и Паукообразные».
Advertisements

КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПА ЧЛЕНИСТОНОГИЕ. Выполнила: учитель биологии Гродековской МСОШ Бердник С.М.
Класс Ракообразные. Урок зоологии Учителя биологии Старогородковской СОШ Лобовой Алены Владимировны.
Многообразие ракообразных
Цели урока: Цели урока: Продолжить формирование знаний об основных, характерных признаках членистоногих. Продолжить формирование знаний об основных, характерных.
Тема урока: строение и многообразие ракообразных 7 класс.
Арахнология К классу паукообразные относятся Общая характеристика класса паукообразные Какие классы в типе членистоногих вы знаете? Какие признаки являются.
Разнообразие ракообразных и их значение в природе и жизни человека.
Тип Членистоногие Классы: Ракообразные, Паукообразные Класс 7.
Царство: Животные Тип: Членистоногие Подтип: Хелицеровые Класс: Паукообразные.
Видов животных на нашей планете настолько много, что этим занимается целая наука, которая называется ЗООЛОГИЕЙ. Учёные- зоологи разделили всех животных.
Презентация к уроку по биологии (7 класс) по теме: Многообразие ракообразных
Членистоногие животные – самая многочисленная группа животных Ученые утверждают, что именно эти животные очень важное звено экосистем. Согласны ли вы с.
Презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) по теме: членистоногие: насекомые, пауки, ракообразные
Урок по биологии Общая характеристика типа Членистоногих. Класс Ракообразные.
Тип Членистоногие Класс Ракообразные Александра Шульжик. 7 «А». 636 школа.
Разнообразие животных Окружающий мир 3 класс по учебнику А.А. Плешакова.
Тип Членистоногие Класс Ракообразные. Общая характеристика типа Членистоногие (Arthropoda) Членистоногие животные занимают первое место на Земле по числу.
Класс Ракообразные Класс Паукообразные Класс Насекомые.
Тип членистоногие (Arthropoda). Цели урока: Раскрыть особенности внешнего строения членистоногих в связи с их образом жизни и средой обитания; Сформировать.
Транксрипт:

Тип Членистоногие (Уроки РК по биологии 7 класс) Многообразие ракообразных. Паукообразные и их роль в природе

Цель Высшие ракообразные – обитатели морских водоёмов Клещи – переносчики эндемичных заболеваний.

Классификация типа Членистоногие Тип Членистоногие Класс Ракообразные Класс Паукообразные Класс Насекомые

Класс Ракообразные - Crustacea

Класс Ракообразные РАКООБРАЗНЫЕ (Crustacea), класс членистоногих, к которому относятся, в частности, крабы, речные раки, раки-отшельники, омары, креветки, мокрицы, водяные блохи и карповые вши. Взрослые ракообразные так разнообразны по форме, что дать краткую характеристику, четко отличающую их от других групп животных, почти невозможно. Несмотря на то что многие ракообразные знакомы лишь специалистам, эти животные относятся к одним из самых многочисленных на планете. Описано примерно их видов. Поскольку большинство ракообразных – обитатели моря, за изобилие и разнообразие их иногда образно называют «морскими насекомыми», однако многие виды этого класса живут также в пресных водах и на суше. Их можно обнаружить почти во всех водоемах.

Циклопы – промежуточные хозяева паразитов человека. Названы так датским учёным Мюллером из-за наличия одного глаза, в честь одноглазого гиганта греческой мифологии. Пресноводные веслоногие ракообразные прибрежной полосы у водных растений. Большинство – хищники, но есть и растительноядные. Они нападают на мотылей или других, себе подобных, ракообразных. Охотно заглатывают и личинок паразитических ленточных червей. Значение их велико: служат пищей многим рыбам и их молоди, но в о же время являются их конкурентами, поедая множество мелких придонных животных. Не следует забывать и о заражении человека паразитическими червями, в первую очередь широким лентецом, (рыба съедает заражённого личинкой червя циклопа, а человек – рыбу).

Ветвистоусые ракообразные Их часто называют водяным блохами- скачкообразно передвигаются в толще воды пресных водоёмов. Их знают не только зоологи, но аквариумисты, кормящие «сухим кормом» рыбок. Размеры от 2 до 5 мм. Значение: являются весьма питательным кормом (50% - белка, 11% - жира) не только для молоди, но и крупных рыб. Например, дафнии, являются главной пищей нашему амурскому сазану (в кишечнике оказалось 8,5 тыс. дафний). Питаясь бактериями (до 48 млн. в день) и сине-зелёными водорослями, они фильтруют и очищают от них стоячие водоёмы.

Мокрица – подтип жабродышащие ракообразные. Живут на суше (в условиях повышенной влажности), но по всем признакам близки к своим водным сородичам. Способны улавливать разницу в относительной влажности воздуха порядка 1-2%. Питаются растительной пищей, встречаются и хищники. Активны ночью, живут 3-4 года. Вредят растительности, в частности рисовым посевам.

Веслоногие ракообразные Среда обитания – от лужи до океана. Размеры микроскопические от 1 до 3 мм. Они массами поедаются рыбами, например, сельдь иваси, питается исключительно веслоногими. Имеет способность усваивать и концентрировать в теле кремний. Среди них встречаются паразиты, например, на жабры щуки прикрепляются до 3 тыс. рачков.

Отряд Десятиногие (Dekapoda). Широко известны: крабы, креветки, раки- отшельники, омары, лангусты (последние два вида обитают у берегов Америки).В нашей стране их промысел небольшой. 1- Омар и 2- Лангуст Огромное значение для человека имеют крабы, омары и креветки, которых он непосредственно употребляет в пищу 1 2

Краб Камчатский – обитатель Охотского моря. Перемещаются колониями вдоль п-ова Камчатка по 5-6 км в день. Гигантских размеров (расстояние между когтями вытянутых в стороны средних ног гигантского японского краба достигает 3,6 м.

Раки-щелкуны Это своеобразное строение клешней даёт возможность издавать звуки, напоминающие горение хвороста. При этом возникают ультразвуковые колебания, выполняющие защитную функцию.

Усоногие ракообразные – морские жёлуди и морские уточки. Нередко покрывают днище корабля сплошным слоем (в течении 7 месяцев плавания корабля 140 м длиной было снято 40 тон желудей)! На наших дальневосточных судах за год плавания нарастает до кг на 1кв. м днища. Морские уточки(отличаются присутствием стебелька, на котором расположено защищённое известковыми пластинками тело рачка) селятся на скалах, и на коже китов и акул.

Класс Паукообразные Arachnoidea Arachnoidea происходит от греч. arachne – паук. В древнегреческой мифологии Арахной звали девушку, которая была настолько искусной ткачихой, что, вызвав на состязание саму покровительницу этого ремесла богиню Афину, выткала лучшую, чем она, ткань. Раздосадованная богиня превратила соперницу в паука, объявив, что отныне Арахна и весь ее род будут прясть и ткать до скончания века.

Класс паукообразных включает так же клещей, скорпионов, сенокосцев Всего известно ок видов пауков

Вероятно, самая интересная особенность пауков – строительство из паутины ловчих сетей. Формы их весьма разнообразны и часто очень красивы. Но многие пауки вообще не строят сетей и просто охотятся на добычу из засады. Это свойственно представителям таких семейств, как пауки-волки

Сенокосцы – примитивные клещи Их длинные ноги могут легко отрываться, а их хозяин в это время успешно убегает. Распространены повсеместно, часто встречаются в жилище человека. Питаются моллюсками, насекомыми, гниющими остатками животных и растений. Очень активны в поисках пищи.

Клещи – самостоятельный отряд класса паукообразные Среди них много вредителей и паразитов. Но есть и полезные – хищники, поедающие других членистоногих – вредителей культурных растений и почвенные, участвующие в почвообразовательном процессе, перерабатывая растительные остатки и поедая вредных насекомых Яблоневый клещ, повреждает листья яблони Чесоточный клещ- возбудитель чесотки Мучной клещ – повреждает семена зерновых

Иксодовый (таёжный) клещ – Ixodes persulcatus - переносчик клещевого энцефалита. Клещевой энцефалит оказывает необратимое воздействие на нервную систему, приводя к потере слуха и зрения, параличам, сильным приступам головной боли. Болезнь передаётся через укусы клещей. Существуют четыре активных очага распространения: восточно-европейский, приуральский, южно-сибирский, дальневосточный

Закрепление изученного 1.Разделите изображённые организмы на две группы: ракообразные и паукообразные (проставьте номера). 2. Напишите номера животных, имеющих промысловое значение. 3.Напишите номера животных, наносящих вред в хозяйстве человеку. 4.Напишите номера животных, которые могут нанести вред здоровью человека. Ответы:

Информационные источники - В.В.Латюшин Биология. Животные, М. «Дрофа» 2000год - Жизнь животных. Беспозвоночные 2 том М. «Просвещение» 1968 год - Энциклопедический словарь юного натуралиста М. «Педагогика» 1981год.