Органы пищеварения Урок в 8 классе Учитель Карташова Г.А.
Цель урока: рассмотреть строение органов, образующих пищеварительную систему, сформировать у учащихся представление о выполняемых функциях каждого органа и всей системы в целом. Задачи урока: образовательная: создать условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления знаний, учащихся об органах, образующих пищеварительную систему; развивающая: содействовать развитию у учащихся таких понятий как «пищевые продукты», «питательные вещества», «пищеварение»; создать условия для развития коммуникативных способностей учащихся; воспитательная: создать условия для гигиенического воспитания учащихся, актуализировать личностный смысл учащихся к изучению данной темы.
Питательные вещества: белки (содержатся в мясе, рыбе, яйцах, молоке, горохе, орехах; в сутки человеку необходимо 100 – 120 г. белковых веществ). жиры (содержатся в молочных продуктах, растительном и сливочном масле, животном сале; в сутки человеку необходимо 1 – 1,25 г. жира на 1 кг. массы тела). углеводы (содержатся в крупах, муке, картофеле, меде, ягодах; в сутки человеку необходимо 400 г. углеводов, из них не более 80 г. сахара). вода (человек в сутки потребляет 2 – 2,5 л.; 1 л. Потребляет в виде напитков, 1 л. – с пищей и 200 – 300мл. образуется в организме). минеральные соли (все натуральные продукты содержат минеральные соли, в пищу добавляют поваренную соль, её суточное потребление должно составлять около 10 г.) витамины (содержатся в фруктах, овощах, печени, рыбьем жире, мясе; витамины участвуют в образовании ферментов, а они обеспечивают все необходимые превращения веществ в организме)
Сложный процесс пищеварения делится на 3 этапа: Физическая обработка (измельчение пищи и смачивание её слюной); Химическая обработка (под действием ферментов осуществляется распад белков, жиров и углеводов); Всасывание (проникновение продуктов распада белков, жиров и углеводов в кровь и лимфу).
Пищеварительная система Пищеварительный канал: ротовая полость глотка пищевод желудок кишечник Пищеварительные железы: слюнные железы поджелудочная железа печень железы желудка железы кишечника
Стенка пищеварительного канала имеет общий план строения Слой соединительной ткани: Слой мышечной ткани: Слизистая оболочка из эпителиальной ткани.
Ротовая полость 1. Твёрдое нёбо. 2. Мягкое нёбо. 3. Язычок. 4. Миндалины.
Глотка Мышечный орган, имеющий форму трубки, участвующий в проглатывании пищевого комка.
Пищевод продолжением глотки является пищевод, пищевод представляет собой трубку длиной 25 см., имеющий три отдела – шейный, грудной, брюшной. Пища по пищеводу поступает в желудок.
Желудок Представляет собой расширенную часть канала грушевидной формы ёмкостью до 3 л. Внутренняя поверхность имеет складки и выстлана железистым эпителием. Железы вырабатывают желудочный сок. В верхней части он заполнен воздухом.
Кишечник Тонкая кишка – длина 5 – 6 м. Слизистая оболочка образована ворсинками. Тонкая кишка образует несколько петель. В тонких кишках происходит окончательное переваривание пищи и всасывание питательных веществ в кровь. Там, где тонкая кишка впадает в толстую, находится начальный отдел последней – слепая кишка с аппендиксом
Кишечник Толстая кишка – длина 1,5 м., диаметр в 2 –3 раза больше, чем у тонкой. Она поднимается вверх, затем у диафрагмы переходит на левую сторону, спускается вниз, образуя свой последний отдел - прямую кишку. В толстой кишке вырабатывается слизь. Здесь обитают бактерии, расщепляющие клетчатку.
Слюнные железы Три пары крупных слюнных желёз – околоушная, подчелюстная и подъязычная. Протоки слюнных желёз открываются в ротовую полость. Слюна обеззараживает, смачивает и обволакивает пищу с образованием пищевого комка, расщепляет углеводы.
Поджелудочная железа Имеет гроздевидную форму. Около 10 – 12 см. в длину. Вырабатывает пищеварительный сок, содержащий ферменты, расцепляющие белки, жиры и углеводы. Участвует в гуморальной регуляции (образует инсулин)
Печень Массой около 1,5 кг. Состоит из железистых клеток, образующих дольки. Между ними находится соединительная ткань, желчные протоки, кровеносные и лимфатические сосуды. Печень выполняет защитную функцию (обезвреживает до 95% ядов)
Выводы: Пищеварительный канал имеет общий план строения; Каждый отдел пищеварительного канала выполняет определённую функцию; Пищеварительные железы выделяют ферменты, участвующие в пищеварении.