Планирование урока с позиции деятельностного подхода. Ветрова Е.В- учитель математики и информатики МОУ СОШ пос. Литовко
Научиться учиться - главный тезис деятельностного подхода. Уметь учиться - это значит понимать, чего я не знаю и самостоятельно находить способ справиться с затруднением,получить знание. Исследования психологов и педагогов показывают: чтобы научить школьников самостоятельно и творчески учиться, нужно включить их в специально организованную самостоятельную деятельность, сделать "хозяевами этой деятельности. Для этого нужно выработать у школьников мотивы к учебной деятельности.
Цели изучения математики в основной школе: в направлении личностного развития развитие логического и критического мышления, культуру речи, способность к умственному эксперименту; формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта; воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения; формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
в метапредметном направлении: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования; формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
в предметном направлении овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных образовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни; создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности».
Средства реализации новых подходов. Использование таких технологий и методов обучения, которые позволяют достичь личностных и метапредметных результатов. Применительно к математике можно выделить: проблемное обучение; поисково-исследовательскую (задачную) технологию обучения; модульную технологию; коллективную систему обучения (КСО).
Технология деятельностного метода на уроках «открытия новых знаний» по математике. Дети «открывают» знания сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается в том, что он должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Учебная задача на уроке математики. Поставить учебную задачу – значит помочь учащимся самим сформулировать либо тему урока, либо сходный с темой вопрос, ответ на который выведет на тему урока.
«Культура усвоения замещается культурой поиска, дискуссии и обновления». Один из базовых принципов общесистемных изменений, заявленных в новой модели образования:
Метапредметный подход. Доктор психологических наук Громыко Ю.В является автором построения новой организации содержания образования на основе метапредметов. С 2009 года «Учительская газета» начала публиковать статьи о «метапредметности» и разработки уроков по разным предметам лучших педагогов страны.
1 этап.Мотивация. Самоопределение к учебной деятельности. Организация этапа: 1) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); 2) устанавливаются тематические рамки («могу»). 3) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). Учитель : Включает в предметно-практическую деятельность, вызывающую затруднения, с целью самостоятельной постановки детьми учебной задачи. Ученик :Осуществляют предметно-практическую деятельность, вызывающую затруднения. Результат: Неспособность решить задачу, познавательный интерес, мотивация на приобретение недостающих знаний.
II этап. Актуализация и пробное учебное действие. Учитель :Просит учащихся перечислить возникающие затруднения и назвать содержание недостающих для решения новой практической задачи знаний. Побуждает детей к самостоятельному формулированию учебной задачи. Учащиеся :Формулируют собственные затруднения и устанавливают их причины через описание недостающих знаний. Перечисляют, каких знаний им не хватает для решения практической задачи и формулируют, чему они желали бы научиться. Результат :Поставленная и принятая детьми как собственная задача учебной деятельности. Мотивация на ее решение. Мотив достижения успеха, самореализации в учебной деятельности и сотрудничества с теми учащимися, которые обладают какими-то недостающими знаниями. Мотивация на включение в процесс решения учебной задачи, осознание нужности получения новых знаний для последующего продвижения в освоении предмета.
III этап. Постановка проблемы. Учитель : Организует деятельность учащихся по определению способов решения учебной задачи: определению способа получения недостающих знаний и перечня тех источников, из которых они могут быть получены. Побуждение к принятию наиболее рационального способа действий. Учащиеся :Ищут способы решения учебной задачи: выдвигают гипотезы для проверки, предлагают источники получения недостающих знаний, способы разработки новых знаний; планы действий. Результат: Составленный детьми вместе с учителем и принятый ими как собственный план действий, план урока. Мотивация на его выполнение, на успех, на сотрудничество в достижении учебной задачи.
IVэтап Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). Учитель : Организует самостоятельную деятельность детей по приобретению необходимых знаний соответственно разработанному плану их получения: - по извлечению готовых знаний из объяснения, лекции, беседы ; - путем поисковой экспериментальной деятельности ; - по поиску и систематизации знаний из литературных источников; - по общению с целью обмена информацией друг с другом и получению таким образом совокупности всех необходимых знаний; Учащиеся : Включаются в самостоятельную деятельность по созданию новых знаний: - по их получению в готовом виде путем слушания, конспектирования и т.д.: - их самостоятельному созданию путем поисковой (коллективно- распределительной)деятельности в паре, группе или индивидуально; - извлечению знаний из различных литературных источников; -из общения; из всего вместе. Результат :Освоение детьми различных способов получения новых знаний. Освоение самих новых знаний: понятий, законов, способов деятельности, различной информации
Vэтап. Реализация построенного проекта. Учитель :Организует самостоятельную деятельность детей по нахождению, определению, выработке тех критериев, которые свидетельствуют, что практическая задача, а значит, и учебная - решены верно, следовательно, они научились.Организует самостоятельную деятельность детей по воспроизведению ими новых знаний сначала с использованием в качестве опоры материальных объектов окружающего мира, затем во внешней речи; потом внутренней речи и, наконец, организует умственную деятельность учащихся. Учащиеся :Воспроизводят полученные или созданные самостоятельно знания сначала с использованием в качестве опоры материальных объектов окружающего мира, затем во внешней речи, потом во внутренней речи, и, наконец, организуют применение полученных знаний. Результат : Поэтапная интериоризация знаний учащимися до их полного освоения; умение оперировать знаниями в требуемой форме: материальной, речевой или умственной. Интериориза́ция (от фр. intériorisation переход извне внутрь и лат. interior внутренний) формирование внутренних структур человеческой психики, посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя, и собственно думать не мешая окружающим.фр.лат.
VIэтап Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Учитель :Организует самостоятельную деятельность детей по самооценке, взаимооценке новых и отрабатываемых знаний на каждом из этапов их освоения. Побуждает детей к выявлению и исправлению ошибок, поиску и устранению их причин, оказанию взаимопомощи одноклассникам: доброжелательной и принципиальной оценке деятельности друг друга и своей собственной. Учащиеся :Оценочная деятельность детей. Самооценка и взаимооценка эффективности социального взаимодействия в коллективно-распределительной учебной деятельности (доброжелательность, сотрудничество, эффективность групп и т.д.). Результат: Умение проверять и оценивать свою деятельность и деятельность друг друга. Лучшее понимание осваиваемых знаний. Способность выбирать наиболее рациональные способы получения и отработки знаний. Мотивация на людей, на установление с ними эффективных взаимоотношений, на получение более высоких результатов в учебе и исправление выявленных ошибок
VII этап Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Учитель :Создает условия для самостоятельной деятельности детей по закреплению и развитию полученных знаний, оказывает востребованную ими помощь, побуждает к полному и качественному освоению знаний, к творчеству. Учащиеся: Осуществляют самостоятельную деятельность но закреплению знаний, самоконтролю. Результат :Освоенные, свернутые, полные, прочные, абстрактные, осознанные, обобщенные действия, способность действовать в разнообразных ситуациях, включая новые. Ощущение чувства успеха.
VIII этап. Включение в систему знаний и повторение. Учитель :Организует деятельность детей по проверке качества усвоения ими знаний. Проверяет и оценивает, если нужно, знания учеников самостоятельно, побуждает их к совершенствованию. Учащиеся: Проверяют итоговое качество собственных знаний и знаний своих товарищей. Результат: Знание уровня собственных достижений, качества знаний, ошибок и их причин. путей их устранения.
IX Этап Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). Учитель :Называет тему следующего урока (этапа обучения) или просит учащихся определить ее самостоятельно. Организует деятельность учащихся по самостоятельному определению содержании и объема той работы, которую каждому из школьников нужно выполнить индивидуально дома. Учащиеся: Определяют объем и содержание своей домашней работы, относящейся к следующему этапу обучения. Разрабатывают, намечают в общих чертах план совместных или индивидуальных действий. Распределяют объем работы между участниками выполнения задания (в паре, группе, классе). Результат: Мотивация на дальнейшую учебную деятельность, необходимое сотрудничество в ее осуществлении. Мотивация на самореализацию через творческую учебную и практическую деятельность, удовлетворение собственных познавательных интересов.
Реализация деятельностного подхода обеспечивает тройной эффект: качественное усвоение знаний развитие интеллекта и творческих способностей воспитание активной личности
Структура урока Открытия новых знаний и распределение времени на уроке ОНЗ.