Школа второй ступени ФГОС второго поколения: возрастные особенности и возрастные возможности; деятельностные (а не исполнительские) формы образования
О чем не забыть Основания для выстраивания ООП Деятельностные формы образования Возрастные возможности (5-6 классы, 7 классы; 8-9 классы) Основная образовательная программа и образовательные результаты (итог 5-ти лет обучения): личностные; предметные; метапредметные.
Результаты проекта Модель организации образовательного процесса в подростковой школе (первая и вторая «половины дня»; учебная и воспитательная линии) Модель подростковой школы (педагогический, методический, орг-управленческий, кадровый, нормативно-правовой, финансовый аспекты) Здесь же: физическое пространство, ориентированное на возраст; образовательное пространство подростковой школы
Проблематика (возрастной аспект) Деятельность взрослого: формирование предметных научных картин мира, а так же способов и средств, адекватных предметным картинам мира Подросток: построение образа себя в мире (на фоне «чувства взрослости»)
Феноменология кризиса «Я» подростка стремится к поиску своего места, к эмансипации и т.д., на фоне отсутствия адекватных средств. Более того, у подростка отсутствует ощущение подлинной, полноценной взрослости. Открытие своего внутреннего мира уже произошло, а что из себя представляет это «Я» – подросток еще не знает. Отсюда – утверждение себя, проверка своих физических и социальных возможностей, поиск себя. Формы поиска могут принимать раздраженно-капризные формы. Отсюда – конфликты. (В.И. Слободчиков)
Возрастные возможности Подросток стремится получить признание других людей, внутреннюю уверенность в своих умениях, жаждет личностного проявления и признания этого проявления сверстниками и взрослыми Межличностное взаимодействие, опосредованное предметным материалом Инициативные предметные пробы и соревновательность в предмете Личностный смысл/публичное предъявление/признание Жизнь в «ощущении необходимости» - принятие личностно- значимых внешних вызовов и требований (реальное «чувство взрослости»)
Проблематика (деятельностный аспект) Работа взрослого: формирование предметных научных картин мира как информирование формирование способов и средств через предъявление образцов Ожидаемое поведение учащихся: восприятие и исполнительство Деятельностный подход: субъектность участников образовательного процесса
Деятельностный подход Учебная, учебно-исследовательская, проектная деятельность Полюс педагога: … раскрытие базовых научных понятий в учебных предметах через цели, способы и средства человеческих действий, лежащих за этими понятиями, которые задаются в виде ситуаций, обеспечивающих самостоятельный поиск и открытие этих средств и способов
Деятельностный подход Полюс школьника: возможность (у)видеть деятельность в целом; оформление своих инициатив(учебных и социальных); соразмерность замысла - собственным возможностям; освоение проблемного «устройства мира», формулировка собственных проблем; самостоятельное планирование и целеполагание (самостоятельность, инициатива, ответственность)
Ш кола навыка или школа освоения инструментов?
Содержание работы семинара (1-й день) Деятельностный подход Возрастные возможности Базовые формы организации работы с подростками (набор действий в рамках каждой из форм) Образовательные результаты: предметные; личностные; метапредметные Организационные условия реализации педагогической деятельности Способы оценки образовательных результатов
Спасибо за внимание