Моцарт и Сальери Конкурсное испытание: мастер-класс Малинова Лариса Анатольевна
Формирование учебной и педагогической стратегии при подготовке учебного занятия «Рисунок и схема» (метапредметный подход на примере материала литературы)
Рисунок педагогученик педагогическая СТРАТЕГИЯ учебная
Схема
Проработка схемы Уровни: а) понятия и категории б) позиция (знания)
Первый этап Обучающиеся: рисунок обсуждение рисунка Вопрос: Что за приём был использован и работает ли он на развитие урока? Как?
Второй этап Обучающиеся: вспоминают изученное произведение через тот же вопрос, на который отвечали сами Вопрос: какой тип знания использовали учащиеся, давая ответ на вопрос? Какие понятия и категории являются для этого типа знания определяющими? Какие понятия и какие категории определяли их способ работы?
Обсуждение схем Обучающиеся (схема 1) Обучающиеся (схема 2) Бог любовь божескаячеловеческая общество Бог человек
В чем же тогда заключается ПЕРЕХОД ОТ РИСУНКА К СХЕМЕ, который мы проделали в классе? сиюминутное – устоявшееся во времени образ – знак статика – динамика целостный образ – связь элементов конструктивы
Вопрос: Как вы думаете, насколько литературоведческий тип знания обеспечивает понимание СМЫСЛА представления о жизни в романе-эпопее Л.Н. Толстого? (Может быть, вообще не обеспечивает?) Исчерпывается ли для вас смысл данного ответа тем, что в жизни человека есть (должен быть) Бог? Из какого еще фокуса знания можно взглянуть на наш объект? К чему обратились бы лично Вы при ответе на поставленный вопрос? К какому типу знания?
Методическая схема организации учебной ситуации (идеал)) 1) Развертывание общения в среде учеников. Порождение учащимися своих смыслов. 2) Обнаружение в речи учащихся понятий. Осмысление понятий, к которым обратились ученики. 3) Работа с текстом статьи, книги, задающим аналогичное видение объекта \ содержащим аналогичное размышление. 4) Определение типа знания. 5) Построение схемы: · построение рисованной картинки; · обсуждение рисунка; · превращение рисунка его в схему; · обсуждение отличия схемы от рисунка. 6) Построение вариации той же самой схемы, на которой фиксируется динамика развёртывания смыслов. 7) ТО ЖЕ САМОЕ проделывается от 2-х до 5-ти раз. 8) Сопоставление разных версий и разных схем видения одного и того же объекта. 9) Построенную схему предлагается применить к изучению другого объекта, чтобы учащиеся могли освоить ее как МЕТАпредметное средство мыслительной работы