Прилуцкая Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей 2» город Камень-на-Оби Формирование ключевых компетенций младших школьников посредством технологии проблемного диалога (из опыта работы)
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы продолжение образования; поиск престижной и интересной работы; повышение авторитета в обществе…
внутренне свободный, умеющий творчески относиться к действительности, к другим людям, способный не только решить старую, но и сформулировать новую проблему, способный делать осознанный выбор и принимать самостоятельные решения Школьник нового типа –
Цель педагогической деятельности: создание условий для формирования ключевых компетенций младших школьников посредством использования технологии проблемного диалога
Технология проблемного диалога Постановка учебной проблемы Поиск её решения Осуществляется в ходе специально выстроенного учителем диалога «Ставьте ребёнку вопросы, доступные его пониманию и предоставьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а что сам понял», - французский философ Ж.Ж.Руссо
Пример проблемной ситуации Математика в 3 классе Тема: «Умножение на двузначное число» = = 1176
Цель: учить самостоятельно решать проблемы Девиз: открывать знания вместе с детьми Традиционный урок 1. Проверка домашнего задания учеников учителем. 2. Объявление темы учителем. 3. Объяснение темы учителем. 4. Закрепление знаний учениками. Проблемно-диалогический урок ТПД 1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками. 2. Актуализация учениками своих знаний. 3. Поиск решения проблемы учениками. 4. Выражения решения. 5. Применение знаний учениками.
Проблемно-диалогические методы: побуждающий диалог; подводящий диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом.
заключается в подаче учителем отдельных стимулирующих реплик, вопросов, которые помогают школьникам осознать противоречие и сформулировать учебную проблему Побуждающий диалог
Пример проблемной ситуации Русский язык в 3 классе Тема: «Склонение имён существительных» Старая женщина волновалась о сестре и дочери.
Ситуации на уроке при побуждающем диалоге: Ситуация успеха (эмоциональное удовлетворение) Ситуация «интеллектуального разрыва» (эмоциональное переживание всеобщего неуспеха) Формулирование учебной задачи вместе с учителем (признание дефицита своих способностей)
Подводящий диалог это цепочка вопросов и заданий, которые подводят учащихся к формулированию темы урока
Мотивирующий прием сообщение темы урока учителем приём «яркое пятно» приём «актуальность»
Формирование ключевых компетенций грамотное организованное общение; направленные диалоги (побуждающий и подводящий), нацеленные на развитие речи, логики, причинно-следственных связей.
Формы работы: Фронтальная
Формы работы: ГрупповаяПарная
Формы работы: СамостоятельнаяИндивидуальная
Средства обучения: Опорные сигналы ИСО Учебник Дополнительная литература
Современные возможности обучения
Технология проблемного диалога является: результативной; здоровьесберегающей; общепедагогической.
Преимущества ТПД повышается интерес учащихся к учёбе; обеспечивается развивающий эффект; создаётся атмосфера сотрудничества; происходит развитие речи, логического мышления; вырабатывается активная позиция детей.
Общая и качественная успеваемость по предметам (3 класс)
Техника чтения
Изучение уровня внимания
Изучение личности учащихся
Методика Р.С.Немова «Какой Я?»
Число участников в конкурсах разного уровня
Спасибо за внимание!