Составил педагог-психолог Пшеничная Ирина Павловна
1.Когнитивные трудности. 2.Личностные трудности. 3.Процессуальные трудности.
Трудности, связанные с особенностями переработки информации в ходе ЕГЭ.
Работа с тестовыми заданиями, выделять существенные стороны в каждом вопросе; оперировать фактами и положениями, вырванными из общего контекста
Необходимо понять, какие психологические функции обеспечивают успешность выполнения ЕГЭ. Это преимущественно хорошая переключаемость и оперативная память. Тесты требуют умения оперировать большим объемом данных и быстро переключаться с одной темы на другую.
Психогимнастические упражнения, развивающие переключаемость в целом (таблицы Шульте и др.) Игры и задания, основанные на материале школьных предметов
обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями.
Отсутствие полной и четкой информации о процедуре единого государственного экзамена. Дефицит информации повышает тревогу. Это способствует тому, что у ученика появляется иррациональное убеждение по поводу ЕГЭ. Выпускники лишены эмоциональной поддержки.
Повышенный уровень тревоги учащихся на экзамене, что приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности. Тревога – это весьма энергоемкое занятие. Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность.
Предоставить информацию о том, что такое ЕГЭ, уделив внимание его позитивным сторонам. Выяснение тех убеждений, которые существуют у детей по поводу ЕГЭ («мозговой штурм» или дискуссия).
Связаны с самой процедурой единого государственного экзамена. Эта процедура имеет инновационный, непривычный для детей характер, что может быть причиной значительных трудностей на экзамене.
Трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов. Трудности, связанные с ролью взрослого. Трудности, связанные с критерием оценки. Трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей.
Проигрывание процедуры ЕГЭ. Выработки индивидуальной стратегии деятельности для каждого старшеклассника.
ПроблемаПрием Обезвоживание организма, следствие снижения скорости нервных процессов Вода – пить до и во время экзаменов.
ПроблемаПрием Нарушение гармоничной работы левого и правого полушария Физическое упражнение «Перекрестный шаг», имитация ходьбы на месте или смотреть на изображение до 1мин. Х
ПроблемаПрием Кислородное голодание, усиливающее влияние стресса Энергетическое зевание, 3 – 5 зевков
Приспособление к окружающей среде. Переименование. Разговор с самим собой. Систематическая десенситизация.
Цель занятий: отработка с учащимися навыков психологической подготовки к экзаменам, повышения их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.
Обучение выпускников способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения, повышение сопротивляемости стрессу, обучение способам волевой мобилизации и поддержания рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам, обучение приемам активного запоминания.
Дискуссии Мини-лекции Тренинговые упражнения.
Тема занятия Продолжительност ь занятий астр. час. 1 Память и приемы запоминания. Методы запоминания текстов. 1,5 2 Приемы волевой мобилизации1,5 3 Приемы релаксации и снятия напряжения. 1,5 Итого4,5