Второй республиканский форум «Информационные и коммуникационные технологии для развития Кыргызской Республики» (КИТ-Форум 2) Бишкек 22 декабря 2011г. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ академик НАН КР ЖИВОГЛЯДОВ В. П. КЫРГЫЗСКО – РОССИЙСКИЙ СЛАВЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Цель работы Исследования проводятся на стыке направлений: менеджмент знаний, электронное образование, свободное и открытое программное обеспечение (СОПО). Рассматривается возможность применения когнитивного подхода. Целью доклада является обсуждение специфики проектов электронного образования, принципов построения и моделей зрелости образовательных порталов и вопросов интеграции электронного менеджмента знаний и электронного образования с использованием свободного и открытого программного обеспечения (СОПО).
3 ОЦЕНКА АКТУАЛЬНОСТИ ТЕМАТИКИ В процессе исследований был проведен поиск в системе Google информационных ресурсов по тематике данного проекта. На запрос 27 октября 2011 года на русском языке «Интеграция методов менеджмента знаний и электронного образования» поисковая система Google выдала список, в котором под номером 1 числится работа: В.П. Живоглядов. Когнитивная информатика в электронном образовании. В списке большое количество работ с отдельными из указанных слов, но непосредственно по интеграции методов менеджмента знаний и электронного образования публикаций не было найдено. На запрос на английском языке «Integration of Knowledge Management and E-Learning» поисковая система Google выдала огромный список, который говорит о большом интересе в мире в последние годы к рассматриваемой проблеме и методам ее решения. Это свидетельствует об актуальности тематики нашего проекта.
4 Рейтинг Web-сайтов университетов КР
5 W eb-портал знаний по СОПО
В.Живоглядов6 ЛИНИИ КАССИФИКАЦИИ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (СЭО) По назначению, По способу доставки электронных учебных курсов (ЭУК) и возможности копирования По управлению доступом в СЭО По типу программного обеспечения: СОПО или коммерческое и др.
7 ТИПЫ ПРОЕКТОВ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ СОПО Объекты проектирования: Электронные учебные материалы (электронные учебники, электронные видео-лекции и др.) Автономные электронные учебные курсы (ЭУК) на основе Web-технологий, Инструментальные системы педагогического проектирования ЭУК Сетевые локальные интерактивные системы электронного обучения Системы дистанционного образования на базе Internet.
В.Живоглядов8 ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДОЛОГИИ ПРОЕКТОВ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Применение методов и стандартов менеджмента проектов РМВОК Применение методологии менеджмента знаний Применение когнитивного подхода и когнитивной информатики Педагогическое проектирование Разработка и использование моделей зрелости для электронного образования.
ИнициацияПланированиеИсполнениеКонтроль и управление Закрытие Интеграция Сфера охвата Время Затраты Качество ЧР Коммуникации Риск Обеспечение PMBOK областей знаний и 5 групп процессов 9 42 ключевых процессов
Бизнес-процесс Внешняя среда Доставка знаний Анализ, Накопление знаний Извлечение знаний Процессы менеджмента знаний
В.Живоглядов11 СПЕЦИФИКА ПРОЕКТОВ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Разработка электронных учебных курсов (ЭУК) должна проводиться с учетом распределения функций в человеко- машинной системе Принципиальное отличие целевых установок менеджмента знаний в бизнесе и в образовании Педагогическое проектирование ЭУК
В.Живоглядов12 ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ ЗРЕЛОСТИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Методология разработки моделей зрелости электронного менеджмента знаний и электронного обучения Структуризация проблем развития и оценки зрелости систем электронного образования (СЭО) Формирование векторной модели зрелости
13 Структуризация проблем развития и оценки зрелости систем электронного образования
В.П.Живоглядов14 Структура модели зрелости МЗЭО (информационные процессы). Уровни зрелости Фокус на электронную готовность Фокус на инфраструктуру Фокус на интерактивный доступ к информационным ресурсам Фокус на: организацию процессов Фокус на методологию Электронная трансформация Начальный Мультимедийный Менеджмент знаний Интерактивный
Структура CMM : Области ключевых процессов Уровень 1. Начальный 2. Мультиме дийный 4. Электронная трансформация 3. Интерактивный 5. Электронный менеджмент знаний Уровень 2 Создание мультимедийных электронных учебных курсов, Процессы управления содержанием Обеспечение авторизованного доступа к сети Intranet/Internet для студентов и сотрудников. Уровень 3 Менеджмент требований Фокус на организационные процессы Создание и накопление информационных ресурсов, Создание, сопровождение, использование и обновление интерактивных электронных учебных курсов (ЭУК), Двусторонние интерактивные процессы, Создание электронных библиотек; Создание и сопровождение образовательных Web-порталов Создание виртуальных лабораторий, Организация виртуальных семинаров и телеконференций, Уровень 4 Трансформация организационных структур вузов с учетом возможностей ИКТ (э-трансформация), Модернизация учебных планов и программ, Мониторинг качества образования, менеджмент качества, Внедрение новых образовательных бизнес-моделей и организационных структур, Применении методологии менеджмента проектов Уровень 5 Применение методологии электронного менеджмента знаний Извлечение знаний, создание и сопровождение баз знаний, накопление «интеллектуального капитала». Интеграция научных исследований и образования,
Развитие портала знаний ЦЭМЗ
В.П.Живоглядов17 ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ. 1 Изучение Интернет-ресурсов и проведенный анализ международного опыта разработки и использования систем менеджмента знаний и электронного обучения свидетельствуют о большом интересе в мире в последние годы к проблеме интеграции методов менеджмента знаний и электронного образования и практически отсутствии русскоязычных ресурсов по проблеме интеграции. Кыргызстан при относительно высоком уровне индекса человеческого капитала существенно уступает по развитию инфраструктуры и зрелости образовательных Web-сайтов. Это свидетельствует об актуальности тематики данного проекта.
В.П.Живоглядов18 ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ. 2 Системный подход к развитию электронного образования приводит к пониманию необходимости интеграции методов менеджмента знаний в основанные на web-технологиях системы электронного образования. Предложено формировать векторную модель зрелости электронного образования с использованием нескольких измерений, представляющих развитие как инфраструктуры, так и суперструктуры систем. Системы электронного менеджмента знаний рассматриваются в проекте как инструмент модернизации высшего профессионального образования, привлечения и распространение новых знаний в соответствующих областях.
В.П.Живоглядов19 ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ. 3 Разработанный Web-портал знаний ЦЭМЗ - это система управления контентом, интегрированная в информационно- коммуникационные процессы КРСУ. В Центре электронного менеджмента знаний КРСУ с использованием когнитивного подхода введена в действие и практически используется инструментальная система электронного образования. В 2011 году проведены мастер-классы для преподавателей КРСУ по созданию авторских электронных учебных курсов.
20 Спасибо за внимание