Р АБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОУ Щурская Е.Е., ст. преподаватель кафедры дошкольного образования СПбАППО 2011
С ОХРАНЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА НАЦИИ ЧЕРЕЗ ПОДДЕРЖКУ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ : НОИ «Наша новая школа» Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа 2020»
Н АУЧНЫЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д., Бабаева Ю.Д. и др. РАБОЧАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОДАРЕННОСТИ. – 2-е изд., расш. перераб. – М., – 90 с.
О ПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ Одаренность это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности
ЧАСТОТА ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ «Все дети одаренные» «Одаренные дети встречаются крайне редко»
У РАВНОВЕШИВАЕМ ПОЗИЦИИ : потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей
уровень, качественное своеобразие, характер развития одаренности Деятельность ребенка Наследствен ность Социо- культурная среда
СПЕЦИФИКА ОДАРЕННОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ Проявление закономерностей возрастного развития. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности Часто проявляется неравномерность (рассогласованность) психического развития. Проявления одаренности трудно отличить от обученности.
К ЛАССИФИКАЦИЯ ОДАРЕННОСТИ Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики Степень сформированности Широта проявлений в различных видах деятельности Особенности возрастного развития Форма проявлений
П РИЗНАКИ ОДАРЕННОСТИ Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка
П РОГРАММА «О ДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК » Создана коллективом авторов Учебного центра Венгера в 1995 году. Она представляет собой уровневый вариант программы «Развитие» и предназначена для образовательной работы с группой умственно одаренных детей 5 7 лет. Использование программы требует от воспитателя не только общей квалификации, но и знания психологии одаренных детей.
В МАКСИМАЛЬНОЙ СТЕПЕНИ СПОСОБСТВУЮТ РАЗВИТИЮ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ действия по построению и использованию наглядных моделей, т. е. таких видов изображения предметов, явлений, событий, в которых выделены и представлены в обобщенном и схематизированном виде основные отношения их компонентов, обозначенных при помощи условных заместителей.
С ИСТЕМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ Направления деятельности Формы Выявление одаренных детей наблюдение за детьми (прежде всего, в детских видах деятельности); анкетирование взрослых (родителей и воспитателей); групповое обследование детей с помощью стандартизованных на отечественной выборке методик; индивидуальное обследование детей с помощью апробированных методик, направленное на выявление способностей детей в сферах образного мышления, логического мышления, воображения и познавательной активности дошкольников.
С ИСТЕМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ Направления деятельностиФормы Развитие одаренных детей (организационно- методические приемы функционирования группы «Одаренный ребенок» в ДОУ) построение предметно- пространственной среды, обеспечивающей развитие способностей каждого одаренного ребенка; … Работа с кадрами организационно-методические приемы работы с кадрами по осуществлению их деятельности в группе «Одаренный ребенок» подготовка, обучение педагогических кадров; реализация творческого потенциала педагогов; …
С ИСТЕМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ Направления деятельностиФормы Взаимодействие с семьей организационно-методические приемы работы с семьями группы «Одаренный ребенок» в ДОУ Родительские собрания Родительская конференция Родительский клуб … Социальное партнерстводополнительное образование для детей с признаками одаренности; … Координация взаимодействий всех субъектов учебно-воспитательного процесса на основе сотрудничества воспитателей, специалистов и родителей Мастер-класс …
Организация работы с детьми, имеющими предпосылки интеллектуальной одаренности (пример)