Перспективы развития конкуренции на розничном рынке электроэнергии Пироженко Александр ФАС России.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О мониторинге разделения видов деятельности в электроэнергетике ПИРОЖЕНКО Александр Управление по контролю и надзору в ТЭК.
Advertisements

Запрет совмещения естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности в электроэнергетике Россия, Москва, г.
Алгоритм перехода на электроснабжение к независимой ЭСО, преимущества 2010www.eg-arstem.ru.
Розничные рынки электрической энергии. 2 Правила РРЭ 2.Дата вступления в силу – Текст документа:
СЕТИ и СБЫТ - ПАРТНЁРЫ Докладчик: Генеральный директор ОАО «Мордовская энергосбытовая компания» Сергей Иконников Группа
1 Гарантирующий поставщик. 2 Гарантирующий поставщик - коммерческая организация, являющаяся субъектом оптового и розничных рынков электрической энергии,
Реформа: от решений к практике Александр Чикунов, член Правления, руководитель Центра по реализации проектов реформирования АО-энерго ОАО РАО «ЕЭС России»
1 Порядок присвоения статуса гарантирующего поставщика 7 июля 2006 года.
Новый этап реформирования энергетики. С 1 сентября 2006 г. – запуск нового рынка электроэнергии ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства.
Среднесрочные задачи нормативно-правового обеспечения реформирования электроэнергетики Министерство экономического развития и торговли РФ.
Развитие энергосбытовой деятельности в России Докладчик: Председатель Правления Некоммерческого Партнерства Гарантирующих поставщиков и Энергосбытовых.
«Порядок осуществления расчетов за электроэнергию, порядок определения и применения гарантирующими поставщиками предельных уровней нерегулируемых цен»
РАЗЪЯСНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ПО КОНТРОЛЮ ТАРИФОВ НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ Москва, 2011.
1 Совещание «Итоги тарифного регулирования в 2005 году и задачи органов регулирования г.г.» ДОКЛАД г. Сочи 2005 г.
Формирование целевой модели розничного рынка электроэнергии Президент ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» М.С. Андронов.
МОСКВА, август 2010 Целевой розничный рынок. 2 Направления развития розничного рынка Ценообразование Контроль в условиях ограниченной конкуренции: Отсутствие.
1 АТС - ФСТ. 2 Оптовый рынок С октября 2006 года в России функционирует новая модель оптового рынка электроэнергии и мощности С 1 января 2008 года 15%
О проблемах розничного рынка и механизмах их решения Председатель Правления НП ГП и ЭСК Ю.А. Желябовский.
ЭНЕРГИЯ ПЕРЕМЕН Общество с ограниченной ответственностью «ЭНЕРГОАЛЬЯНС» Общество с ограниченной ответственностью «ЭНЕРГОАЛЬЯНС»
Требования постановления Правительства РФ от г. 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической.
Транксрипт:

Перспективы развития конкуренции на розничном рынке электроэнергии Пироженко Александр ФАС России

Обеспечить формирование конкуренции за счет: разделения конкурентных и естественно-монопольных видов деятельности разделения конкурентных и естественно-монопольных видов деятельности создания условий для выхода местных энергоснабжающих организаций на оптовый рынок создания условий для выхода местных энергоснабжающих организаций на оптовый рынок проведения конкурсов за статус гарантирующих поставщиков проведения конкурсов за статус гарантирующих поставщиков контроля недискриминационного доступа к сетям (потребителей, независимых энергосбытовых компаний) контроля недискриминационного доступа к сетям (потребителей, независимых энергосбытовых компаний) гарантий права выбора потребителя энергоснабжающей организации гарантий права выбора потребителя энергоснабжающей организации Задачи ФАС на розничном рынке электроэнергии

Содержание Правила розничного рынка Технология принятия Концепция Конкуренция в рознице Разделение по видам бизнеса Присвоение статуса ГП Конкуренция за территорию Конкуренция за потребителя

Правила розничного рынка

Технология Принятие Правил функционирования розничных рынков электроэнергии предусмотрено ст. 6 ФЗ «О переходном периоде…» Принятие Правил функционирования розничных рынков электроэнергии предусмотрено ст. 6 ФЗ «О переходном периоде…» Планом Правительства о мероприятиях по реформированию электроэнергетики разработка Правил должна завершиться во 2-м квартале 2005 Планом Правительства о мероприятиях по реформированию электроэнергетики разработка Правил должна завершиться во 2-м квартале 2005 Первоначальный текст вносился на согласование в ФАС России осенью 2004 года Первоначальный текст вносился на согласование в ФАС России осенью 2004 года Доработанный текст, с учетом концептуальных замечаний ФАС внесен на согласование на первой неделе июля Доработанный текст, с учетом концептуальных замечаний ФАС внесен на согласование на первой неделе июля В сентябре 2005 года Правила согласованы ФАС В сентябре 2005 года Правила согласованы ФАС

Технология Правила вносит на согласование Минпромэнерго России Правила вносит на согласование Минпромэнерго России Согласуют: Минэкономразвития России, ФАС и ФСТ Согласуют: Минэкономразвития России, ФАС и ФСТ После согласования документ поступает в Минюст России После согласования документ поступает в Минюст России Затем Аппарат Правительства РФ Затем Аппарат Правительства РФ Примерный срок рассмотрения Правил до их утверждения Правительством РФ – осень 2005 г.

Концепция Правила: закладывают основы функционирования розничных рынков на долгие годы закладывают основы функционирования розничных рынков на долгие годы вносят кардинальные изменения в структуру отношений участников рынка вносят кардинальные изменения в структуру отношений участников рынка должны стимулировать развитие конкуренции должны стимулировать развитие конкуренции

Концепция Условия для развития конкуренции: разделение по видам бизнеса разделение по видам бизнеса выборы гарантирующего поставщика выборы гарантирующего поставщика право потребителя выбирать поставщика электроэнергии право потребителя выбирать поставщика электроэнергии

Конкуренция на розничном рынке

Разделение по видам бизнеса Предусмотрено законодательством. Необходимо разделить:

Разделение по видам бизнеса Существует только 3 исключения: - изолированные системы, где нет конкуренции - потребление электроэнергии исключительно на собственные нужды - гарантирующие поставщики, имеющие статус в соответствии с ФЗ «Об электроэнергетике»

Разделение по видам бизнеса Каждой энергоснабжающей организации будет предоставлен выбор: - выделить сбытовые функции в отдельный бизнес (юр. лицо) - отказаться от абонентов в пользу гарантирующего поставщика - получить статус ГП Выбор должен быть реализован до Выбор должен быть реализован до г. Не выполнившие требования законодательства о разделении будут реорганизованы принудительно.

Разделение по видам бизнеса. ФАС осуществляет мониторинг процесса разделения в стране через свои территориальные управления. По результатам мониторинга ФАС подготовила: отчет о ходе разделения за 1-е полугодие 2005 г. с указанием основных проблем и путей их решения. отчет о ходе разделения за 1-е полугодие 2005 г. с указанием основных проблем и путей их решения. совместно с РАО ЕЭС методические рекомендации энергоснабжающим организациям по разделению совместно с РАО ЕЭС методические рекомендации энергоснабжающим организациям по разделению

Статистика разделения по видам деятельности Данные ФАС включают 832 энергоснабжающие организации по 75 регионам. В 9 регионах нет организаций, совмещающих виды деятельности. По 5 регионам данные отсутствуют. В среднем около 60% энергоснабжающих организаций находятся в процессе разделения видов деятельности или в ближайшее время планируют его начать. Часть ЭСО уже разделила виды деятельности (данные отсутствуют). Наиболее позитивная картина сложилась в Уральском и Южном ФО – 73% и 68% соответственно. Наиболее тяжелая – в Северо-Западном – лишь 7% ЭСО намерены разделять виды деятельности (без учета Санкт-Петербурга и ЛО). Данные уточняются ежеквартально.

проблемарешение 1. Нет возможности отказаться от энергоснабжающей деятельности в целях выполнения требования о разделении Принятие Правил функционирования розничных рынков, предусматривающих «подхват» потребителей ЭСО гарантирующим поставщиком, плюс см. пункт 4 2. Неверное толкование норм законодательства о разделении ЭСО считают, что получив статус ГП они смогут не разделять виды деятельности Продолжение разъяснительной работы ФАС России Скорейшее принятие Правил функционирования розничных рынков 3. Отсутствие технологии применения санкций, их не полный перечень по объектному составу Уточнение формулировок ст. 6 Закона «О переходном периоде…» 4. Чрезмерно широкий круг субъектов электроэнергетики, обязанных разделять виды деятельности Дополнение исключений из требования о разделении: предприятия, имеющие субабонентов, предприятия – единые промышленные энергокомплексы (генерация+сети) 5. Неопределенность статуса и перечня территориальных изолированных энергосистем Дополнение перечня изолированных энергосистем т.н. мини- энергосистемами, технологически не связанными с ЕЭС России

Методические рекомендации. Основные разделы. 1. Законодательные ограничения и их последствия, в том числе: запрет на владение имуществом; запрет на владение имуществом; исключение из запрета исключение из запрета последствия совмещения видов деятельности последствия совмещения видов деятельности 2. Выбор схемы разделения видов деятельности, в том числе: возможные варианты схемы разделения возможные варианты схемы разделения подход к выбору схемы разделения подход к выбору схемы разделения 3. Обеспечение надежности энергоснабжения, в том числе: преемственность договоров энергоснабжения преемственность договоров энергоснабжения вопросы лицензирования вопросы лицензирования тарифные решения тарифные решения формирование разделительного баланса формирование разделительного баланса Приложение 1. Возможные варианты разделения: план мероприятий: унитарные предприятия унитарные предприятия акционерные общества акционерные общества общества с ограниченной ответственностью общества с ограниченной ответственностью (передача функций сбыта, реорганизация, учреждение сбытовой компании) Приложение 2 Формирование разделительного баланса

Присвоение статуса ГП На переходный период ГП будут: Сбытовые компании АО-энерго Энергоснабжающие организации (ЭСО) – ОПП, которые соответствуют требованиям Правительства РФ Энергосбытовая организация, принявшая на обслуживание всех абонентов РАО «РЖД» P.S. ЭСО – ОПП может отказаться от статуса ГП в течение месяца с момента выхода Правил.

Статус ГП для энергоснабжающей организации 1. Уполномоченный орган власти субъекта РФ согласует территорию обслуживания ГП по заявке ЭСО в течение 2 месяцев с момента выхода Правил. Отказ не допускается. 2. ФСТ утверждает перечень ГП. 3. Каждому ГП необходимо выполнить 2 условия: До г. разделить виды деятельности До г. разделить виды деятельности До г. получить статус участника ОРЭ До г. получить статус участника ОРЭ 4. Невыполнение требований в указанные сроки – лишение статуса ГП

Окончание переходного периода в рознице «Установить, что первый очередной конкурс на право осуществления деятельности в качестве гарантирующего поставщика должен быть проведен, не ранее 1 января 2007 и не позднее 1 июня 2007 года».

Виды конкуренции в рознице ЭСО за территорию (конкурс ГП) ЭСО за потребителя Розничные генераторы за потребителя Правила предусматривают возможность для всех видов конкуренции.

Конкуренция ЭСО за потребителя 2 вида: «перехват» потребителей ЭСО с выводом его на ОРЭ «перехват» потребителей ЭСО с выводом его на ОРЭ получение статуса участника ОРЭ по территории получение статуса участника ОРЭ по территории Отдельно (ограниченная ГП конкуренция): торги на розничном рынке торги на розничном рынке

Потребители гарантирующего поставщика ЭСО 2 Гарантирующий поставщик ЭСО 1 Оптовый рынок Потребители энергосбытовой организации 1 Потребители энергосбытовой организации 2 Направление поставки электроэнергии Зона обслуживания гарантирующего поставщика Зона обслуживания энергосбытовой организации ЭСО 2 Конкуренция за потребителя на розничном рынке

Конкуренция за потребителя Получение статуса участника ОРЭ по территории Участник ОРЭ может перехватить потребителей у ГП «оптом», зарегистрировав точки поставки по части территории деятельности ГП Ограничения: Необходимо договориться с сетевой организацией об установке приборов учета Необходимо договориться с сетевой организацией об установке приборов учета Договорится с потребителями этой территории о перезаключении договора энергоснабжения Договорится с потребителями этой территории о перезаключении договора энергоснабжения Каждый потребитель может уйти к ГП, тогда ЭСО обязана обеспечить интервальный учет у такого потребителя Каждый потребитель может уйти к ГП, тогда ЭСО обязана обеспечить интервальный учет у такого потребителя

Ограничения по коммерческому учету: Для разделения почасовых объемов электрической энергии, потребителей ЭСО и потребителей ГП в зоне обслуживания данной ЭСО должны «использоваться интервальные средства измерений, обеспечивающие снятие и хранение почасовых значений переданной электрической энергии, классом точности не ниже 0,5S». А в отношении потребителей, чья присоединенная мощность ниже 25Ква – типовые графики нагрузки определяемые в соответствии с методикой Минпромэнерго России Конкуренция за потребителя Получение статуса участника ОРЭ по территории

Розничные генераторы за потребителя Ограничения. Розничные генераторы должны: обеспечить установку АСКУЭ на шинах и на границе балансовой принадлежности с сетевой организацией интервальных средств измерений или средств измерений, позволяющую формировать часовой профиль нагрузки, класса точности 0,5S и выше. обеспечить установку АСКУЭ на шинах и на границе балансовой принадлежности с сетевой организацией интервальных средств измерений или средств измерений, позволяющую формировать часовой профиль нагрузки, класса точности 0,5S и выше. передавать данные коммерческого учета сетевой организации и ГП передавать данные коммерческого учета сетевой организации и ГП уведомлять ГП по почасовых плановых объемах выработки электроэнергии уведомлять ГП по почасовых плановых объемах выработки электроэнергии если рабочая мощность генератора больше 25МВт – весь объем должен продаваться ГП (или на ОРЭ) если рабочая мощность генератора больше 25МВт – весь объем должен продаваться ГП (или на ОРЭ) если рабочая мощность менее 25МВт - продавать выработанную электроэнергию либо ГП либо потребителям, находящимся в зоне действия того же ГП, что и генератор если рабочая мощность менее 25МВт - продавать выработанную электроэнергию либо ГП либо потребителям, находящимся в зоне действия того же ГП, что и генератор

Вывод Проект Правил предполагает одну из самых либеральных моделей развития конкуренции на розничном рынке электроэнергии в мире. Будет ли она реализована… (?)

К чему стремимся? Предоставить право каждому потребителю выбирать поставщика или набор поставщиков электроэнергии Это позволит: повысить эффективность работы энергоснабжающих организаций повысить эффективность работы энергоснабжающих организаций снизить стоимость и повысить качество обслуживания потребителей снизить стоимость и повысить качество обслуживания потребителей

Важно Конкуренция не должна идти в ущерб надежности энергоснабжения Конкуренция на рознице должна внедряться постепенно, чтобы не вызывать негативные социальные последствия

ВОПРОСЫ ? © Федеральная антимонопольная служба