Компетентностный подход в обучении географии. Учитель географии НОУ СОШ «АЗЪ БУКИ ВЕДИ» Быкова Л.М.
Чтобы подарить ребёнку искорку знаний, учитель должен впитать море света. В.А.Сухомлинский
Китайская пословица: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь».
Формула рынка труда: Необходим переход от хорошего специалиста – к хорошему сотруднику
Задача достижения новых результатов - формирование новых навыков работы с информацией: её поиск, оценка, отбор и организация; самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности, умений принимать решения в нестандартной ситуации; проектной деятельности и экспертной оценки полученных результатов; исследовательской деятельности, включая проведение реальных и виртуальных экспериментов; работы в группе, умения соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, анализировать и обсуждать результаты совместной работы.
Компетенция. Это – «принадлежность по праву, круг полномочий, круг познания, вопросов, опыта»(лат.) – т.е. те аспекты деятельности, которые необходимо освоить, чтобы быть компетентным (лат. - соответствующий, способный);
Компетентность (лат.- обладание компетенцией, обладание знаниями), - качество личности; опирается на минимальный опыт ученика в решении жизненных, а затем и профессиональных задач.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результатов рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях
КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ - – способность решать различные проблемы в повседневной, профессиональной и социальной жизни средствами знаний, умений и навыков, полученных в обучении. Способность понимается не как предрасположенность, а как умение – «умею делать». Компетентность – это способность действовать в ситуации неопределенности
Ключевые компетенции Интеллектуальные Методологические (учебно-познавательная) Мировоззренческие (ценностно-смысловая, Общекультурная) Коммуникативные
Компетентности выпускника выполнять различные социальные роли, быть контактным в различных социальных группах, уметь отстаивать собственное мнение быть терпимым к мнению других, уметь работать сообща в различных областях, предотвращая конфликтные ситуации
Необходимость использования компетентностного подхода в обучении географии учащиеся не видят метапредметные связи (с историей, биологией, экологией, физикой),которые необходимы при изучении данного предмета; 2. не могут использовать знания из других предметов на данном уроке; 3. не способны анализировать и соотносить разные источники информации.
Формы и направления деятельности по реализации компетентностного подхода в географии Работа с книгой ( учебник, дополнительная литература ) Все виды работ с географическими картами Занимательные и интеллектуальные игры Дискуссии НПК Экскурсии Физминутки
Структура урока создание образовательной напряженности; уточнение образовательного объекта; конкретизация задания; решение ситуации; демонстрация образовательной продукции; систематизация полученной продукции; работа с культурно-историческими аналогами; рефлексия.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ Дети используют знания, умения и навыки, полученные на уроках географии, в практической деятельности. Формируются навыки, позволяющие продолжить обучение Дети осваивают коммуникативный, аналитический, проектировочный, творческий типы деятельности. Учащиеся овладевают географическими знаниями, умениями и навыками разного уровня сложности: от минимальных, соответствующих обязательным результатам обучения, до повышенных, позволяющих продолжить обучение в классе с углубленном изучением географии.
И ещё о результативности У учащихся формируется представление о географии как о предмете, где каждому есть возможность выразиться. Приобретается навык работы со справочной литературой, картами, проводятся необходимые измерения, подбираются доступные приборы, анализируются полученные результаты. Учащиеся адекватно оценивают деятельность одноклассников Изменяется поведение детей в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывают свое собственное мнение.
Учебник – главное звено методического комплекса Учебник – один из методов передачи информации с помощью практической деятельности и восприятия. Приемы работы с книгой: составление плана, анализ текста и конспектирование, анализ таблиц, схем, практические работы, анализ схем, картосхем, диаграмм
Учебно-методический комплекс по географии для классов А. П. Кузнецова, Э. В. Ким, базовый уровень
Структура учебного материала Учебный материал представлен 3 разделами: 1. Географическая картина мира (Общий обзор) 2. Многоликая планета (Регионы мира) 3. Насущные проблемы человечества (Глобальные проблемы человечества).
Основные идеи и воспитательный потенциал учебного пособия направлен на приобретение учащимися навыков и умений, необходимых для самостоятельного получения знаний, понимания и анализа процессов и явлений современного мира, ориентирования в мире информации и многообразия стран, он способствует воспитанию интереса учащихся к культуре разных народов мира, воспитывает чувство уважения к достижениям разных народов, даёт возможность расширять кругозор.
Курс способствует становлению творческой и инициативной личности, воспитывает умение видеть проблемы и принимать решения. Он не только непосредственно связан с предшествующими курсами географии, но и привлекает знания, полученные на уроках истории, обществознания, информатики, дает мотивацию не только к их дальнейшему углублению, но и к изучению экономики и иностранных языков.
Дорогие коллеги! Успехов Вам в новом учебном году!