Голова профессора Доуэля
«Голова профессора Доуэля» фантастический приключенческий роман русского советского писателя-фантаста Александра Беляева, одно из наиболее известных произведений писателя. Первый вариант в виде рассказа был опубликован в «Рабочей газете» в 1925 году. Роман был впервые опубликован в том же году в журнале «Всемирный следопыт». Беляев, который в периоды обострения заболевания бывал совершенно обездвижен, называл его историей автобиографической: хотел рассказать, «что может испытать голова без тела».
Публикация Произведение «Голова профессора Доуэля» было впервые опубликовано в 1925 году (рассказ): «Рабочая газета»,1925 году 26 июня; «Всемирный следопыт», 1925 году (роман). газ. «Смена», февраля, «Вокруг света», 1937, 11 марта; «Сов. писатель».
Сюжет Париж. Профессор-хирург Керн втайне проводит успешные работы по оживлению человеческой головы. Мари Лоран, поступившая ассистенткой в его частную клинику, случайно узнаёт, что успеху в исследованиях Керн обязан оживлённой им голове его бывшего руководителя и известного профессора Доуэля, умершего при подозрительных обстоятельствах, которую Керн скрывает и вынуждает работать на себя. Под руководством головы Доуэля Керн проводит ряд успешных операций оживляет другие головы погибших людей, а также дает одной из них новое тело. Бывшая певица в баре Брике, получившая новое тело погибшей молодой женщины, сбегает от Керна, чтобы начать новую жизнь. На Ривьере, куда она отправляется со своими знакомыми, она сталкивается с художником Ларе, который неожиданно узнаёт тело своей пропавшей приятельницы с головой другой женщины. Ещё более он и его друг Артур Доуэль поражены, когда узнают от Брике, что в клинике Керна она видела живую голову отца Артура.
Сюжет В это время Керн обнаруживает, что Мари Лоран общается с головой профессора Доуэля и знает про совершенные им преступления. Опасаясь разоблачения, Керн помещает Мари в психиатрическую лечебницу доктора Равино. «Лечебница» эта предназначена для избавления от неугодных людей, которых Равино при помощи изуверских методов превращает в настоящих сумасшедших. Артур Доуэль и его друзья отправляются в Париж, где с помощью другого художника, Шауба, устраивают вооруженный налет на лечебницу и спасают Мари оттуда. В это время Керн, форсируя события, организует публичный показ своих работ по оживлению. Мари с друзьями приходит на показ и выступает с разоблачением. Несмотря на испорченный триумф, Керну все же удаётся вывернуться. Обыск в клинике Керна, организованный полицией, ничего не дает. Пытаясь найти отца, Артур Доуэль требует в полиции повторного обыска. В результате в обезображенной голове, в которой никто не мог узнать Доуэля, Мари Лоран находит умирающего профессора. Тот умирает на глазах сына, но успевает помочь окончательному разоблачению Керна. Не желая оказаться на скамье подсудимых, тот кончает жизнь самоубийством.
Предшественницей «Головы профессора Доуэля» была новелла немецкого писателя Карла Грунерта «Голова мистера Стейла» (Mr. Vivacius Style.)
Персонажи Керн профессор, хирург Мари Лоран врач, ассистентка Керна Джон слуга-негр Доуэль профессор, учёный-хирург Тома Буш погибший рабочий-строитель, голова которого была оживлена Керном Брике погибшая певица из бара, голова которой была оживлена Керном Анжелика Гай погибшая певица, тело которой было использовано Керном Рыжая Марта подруга Брике Жан муж Марты Арман Ларе художник Артур Доуэль сын профессора Доуэля Шауб художник из Австралии, приятель Ларе Равино врач-преступник, владелец психиатрической больницы
Экранизации В 1984 году по мотивам романа был снят фильм «Завещание профессора Доуэля».
Интересные факты В сатирическом фантастическом мульт-сериале Мэтта Гроунинга «Футурама» многие из героев прошлого, пережив телесную смерть, остаются в обществе в форме отделенных от тела голов, помещаемых в банку с физраствором. В этой форме головы знаменитостей прошлого продолжают вести активную умственную и общественную жизнь. Изобретение данного метода консервации голов в сериале приписывается автору концепции TV- магазинов Рону Попейлу.
Интересные факты Считается, что основой сюжета романа Беляев обязан опытам С. С. Брюхоненко по оживлению организма после физической смерти. Однако, Брюхоненко представил результаты эксперимента только через несколько лет после того, как был опубликован роман. По словам Беляева, этот роман является отчасти автобиографическим - его идея пришла в голову писателю, когда у него парализовало ноги, и он был 3 года прикован к постели, фактически ощущая себя "головой без тела"
Содержание книги
Сам писатель Александр Романович Беляев (4 (16) марта января 1942) советский писатель-фантаст, один из основоположников советской научно- фантастической литературы. Среди наиболее известных его романов: «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Ариэль», «Звезда КЭЦ» (КЭЦ инициалы Константина Эдуардовича Циолковского) и многие другие (всего более 70 научно- фантастических произведений, в том числе 13 романов). Иногда его называют российским «Жюль Верном».
Кратко о творчестве А. Беляев был увлекающейся натурой. С ранних лет его влекла к себе музыка: он самостоятельно научился играть на скрипке, рояле, любил музицировать часами. Ещё одной «забавой» были занятия фотографией (существовал сделанный им снимок «человеческая голова на блюде в синих тонах»). Известно, что А. Беляев занимался языком эсперанто. С детства много читал, увлекался приключенческой литературой, особенно Жюлем Верном. Александр рос непоседой, любил всевозможные розыгрыши, шутки; следствием одной из его шалостей стала травма глаза с последующим ухудшением зрения. Мечтал юноша и о полётах: пытался взлетать, привязав к рукам веники, прыгал с крыши с зонтом, в конце концов поднялся в воздух на маленьком аэроплане. Однако в попытках взлететь он упал с крыши сарая и значительно повредил спину. Эта травма повлияла на всю его дальнейшую жизнь. В середине 1920-х годов Беляев страдал от постоянной боли в повреждённой спине и даже был парализован на месяцы. Ещё во время учёбы в лицее А. Беляев проявил себя театралом. Под его руководством в 1913 году учащиеся мужской и женской гимназий разыграли сказку «Три года, три дня, три минутки» с массовыми сценами, хоровыми и балетными номерами. В том же году А. Р. Беляев и виолончелистка Ю. Н. Сабурова поставили оперу-сказку Григорьева «Спящая царевна». Сам он мог выступать и драматургом, и режиссёром, и актёром. Домашний театр Беляевых в Смоленске пользовался широкой известностью, гастролировал не только по городу, но и по его окрестностям. Однажды, во время приезда в Смоленск столичной труппы под руководством Станиславского, А. Беляеву удалось заменить заболевшего артиста сыграть вместо того в нескольких спектаклях. Писателя остро интересовал вопрос человеческой психики: функционирования мозга, его связи с телом, с жизнью души, духа. Может ли мозг мыслить вне тела? Возможна ли пересадка мозга? Какие последствия может повлечь за собой анабиоз и его широкое применение? Существуют ли границы у возможности внушения? А у генной инженерии? Попытке решить эти проблемы посвящены романы «Голова профессора Доуэля», «Властелин мира», «Человек, потерявший лицо», рассказ «Человек, который не спит», «Хойти- Тойти». В своих научно-фантастических романах Александр Беляев предвосхитил появление огромного количества изобретений и научных идей: в «Звезде КЭЦ» изображён прообраз современных орбитальных станций, в «Человеке-амфибии» и «Голове профессора Доуэля» показаны чудеса трансплантологии, в «Вечном хлебе» достижения современной биохимии и генетики. Своеобразным продолжением этих размышлений стали романы-гипотезы, помещающие человека в разные среды существования: океан («Человек-амфибия»), воздух («Ариэль»).
Отзыв Я писала отзыв на эту книгу когда была в пятом классе, но перечитав ее мой отзыв чуть-чуть изменился. В общем он остался такой же положительный. Книга очень захватывающая. Читая эту книгу ты вместе с героем переживаешь все моменты книги, будь они хорошими или плохими! А что же будет дальше, будет ли все хорошо? В целом книга очень хорошая, я читала её с большим удовольствием!
Справочный материал Википедия Роман «Голова профессора Доуэля»