2 П Дискуссии вокруг вопроса о препо- давании в школах дисциплин, которые направлены на духовно-нравственное просвещение подрастаю- щего поколения идут в нашем обществе давно и, безусловно, не только требуют самого присталь- ного внимания, но и уже окончательного реагирова- ния на эти дискуссии со стороны государства. «Я принял решение поддержать идею преподавания в школах России основ религиозной культуры и светской этики». Д.А.Медведев
3 Постановление Правительства РФ от 04 октября 2000 г. 751 О национальной доктрине образования в Российской Федерации Постановление Правительства РФ От 31 марта 2009 г. 277 Положение о лицензировании образовательной деятельности (статьи 9 п.6), 14 п.п.2 и 4) Закон РФ от г «Об образовании»
4 Постановление Правительства РФ от г. N 751 «О национальной доктрине образования в РФ» Опубликовано в Бюллетене МО РФ, 2000 г., N 11 Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития. Стратегические цели образования: создание основы для устойчивого социально- экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности.
5 Национальная доктрина образования в РФ Основные цели и задачи образования Система образования призвана обеспечить: и сторическую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового, демо- кратического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью ; формирование у детей целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развития культуры межэтнических отношений
6 Изменения, внесенные в Закон РФ «Об образовании» г. 309-ФЗ Статья 9.Образовательные программы П.6. Основные общеобразовательные программы... обеспечивают реализацию ФГОС, образовательных потребностей и запросов обучающихся и воспитанников и включают в себя рабочие программы учебных предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся
7 Изменения, внесенные в Закон РФ «Об образовании» г. 309-ФЗ Статья 14.Общие требования к содержанию образования П.2. Содержание образования должно обеспечивать: интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование духовно-нравственной личности;
8 Изменения, внесенные в Закон РФ «Об образовании» г. 309-ФЗ Статья 14.Общие требования к содержанию образования П.4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
9 Изменения, внесенные в Закон РФ «Об образовании» г. 309-ФЗ Статья 14.Общие требования к содержанию образования П.5. Содержание образования в конкретном ОУ опре- деляется образовательной программой, утверждае- мой и реализуемой этим ОУ самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию ОУ разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими ФГОС
10 О проекте Федерального государственного образовательного стандарта Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся – задачи первостепенной важности. В структуре основной образовательной программы в допол- нение к фундаментальному ядру содержания образования предусматривается концепция духовно-нравственного воспитания и примерная программа воспитания и социализа- ции обучающихся. Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся должны быть интегрированы во все виды деятельности и формировать уклад школьной жизни
11 Положение о лицензировании образовательной деятельности Положение о лицензировании образовательной деятельности Постановление Правительства РФ от г Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности являются: в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) учебно-методической документации, предусмотренной пунктом 6 статьи 9 Закона РФ "Об образовании»
12 Результаты работы системы образования области по организации духовно-нравственного воспитания 1. Широкая апробация предметов «Православная культура», «Истоки». 2. Осознание необходимости системной работы по духовно-нравственному воспитанию. 3. Разработка и апробация предметов регионального компонента содержания образования «Живое слово», «Русские умельцы», «История», «РХК». 4. Подготовка необходимого количества учителей. 5. Положено начало созданию системы воспитательной работы на основе Российских культурно- исторических традиций.
13 Необходимость продолжения работы по духовно-нравственному воспитанию Письмо директора Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от года « В регионах накоплен богатый опыт по формированию у обучающихся системы позитивных духовных и моральных ценностей на основе ознакомления с историей и культурой религий и основами этики. Департамент обращает внимание на то, что апробация комплексного учебного курса призвана дополнить этот имеющийся опыт, не подменяя его и не отменяя существующую в настоящее время практику.» И.М.Реморенко
14 Нормативные правовые акты, позволяющие продолжать начатую работу по изучению предметов регионального компонента содержания образования Статья 17 Федерального закона от N 309-ФЗ 3. Обучение лиц, зачисленных до 31 декабря 2010 года в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения для обучения по основным образовательным программам в соответствии с государственными образовательными стандартами, осуществляется в соответствии с указанными стандартами до завершения обучения. (в ред. Федерального закона от N 260-ФЗ)
15 Нормативные правовые акты, позволяющие продолжать начатую работу по изучению предметов регионального компонента содержания образования Приказ МО Калининградской области от г. 1392/1 «Об утверждении регионального базисного учебного плана Калининградской области в 2008/2009 учебном году» Во II-IV классах образовательные учреждения имеют право использовать часы регионального компонента на изучение учебных предметов: «Основы православной культуры», «Истоки», «Физическая культура».
16 Федеральный базисный учебный план Примерный учебный план (недельный) начальное и основное общее образование Учебные предметы Количество часов в неделю IIIIIIIVVVIVIIVIIIIX Региональный компонент и компонент ОУ (5- дневная неделя) Региональный компонент и компонент ОУ (6- дневная неделя) (0) *
17 Нормативные правовые акты, позволяющие продолжать начатую работу по изучению предметов регионального компонента содержания образования В соответствии Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН ), зарегистрированными в Минюсте России 5 декабря 2002 г., регистрационный номер 3997, при 35-минутной продолжительности уроков во 2-4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной учебной неделе – 25 часов.
18 Федеральный базисный учебный план Примерный учебный план (недельный) начальное и основное общее образование Учебные предметы Количество часов в неделю IIIIIIIVVVIVIIVIIIIX Региональный компо- нент и компонент ОУ (5- дневная неделя) продолжительность урока -35 минут
19 Нормативные правовые акты, позволяющие продолжать начатую работу по изучению предметов регионального компонента содержания образования Статья 32 Закона РФ «Об образовании» Компетенция и ответственность образовательного учреждения 6) разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов; (в ред. Федеральных законов от N 71-ФЗ, от N 309-ФЗ) 7) разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); (в ред. Федерального закона от N 309-ФЗ)
Статус примерных программ Примерные программы созданы по всем предметам федерального базисного учебного плана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Примерные программы предназначены для разработчи- ков авторских программ как рекомендательный документ- ориентир, который показывает один из возможных (но не единственный) способов раскрытия содержания госстандарта. Авторы могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала. Примерные программы не рекомендуются в качестве рабочих, поскольку не содержат распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам. 20
Статус примерных программ В соответствии с базисным учебным планом русский язык изучается с I по IV класс. Общее число часов – 675. Из них выделяется резерв времени (10% или 67,5 часов), который разработчики авторских программ могут использовать по собственному усмотрению. На изучение литературного чтения отводится 472 часа, из них – 10 % (47,2 часов) резервного времени. На изучение математики в начальной школе отводится 540 часов, из них 10 % (54 часа) резервного времени 21
Статус примерных программ Курс «Окружающий мир» изучается с I по IV класс по два часа в неделю. Общий объем учебного времени составляет 270 часов, из них 20% (54 часа)– резерв свободного учебного времени. На предмет «Музыка» в I-IV отводится 1 час в неделю (общий объем 135 часов). Из них 20% – 27 часов резерв свободного учебного времени. На изучение «Изобразительного искусства» отводится 1 час в неделю с I по IV класс. Всего – 135 час. Из них 20% – 27 часов резерв свободного учебного времени. 22
Статус примерных программ Предмет «Технология (Труд)» изучается во всех классах начальной школы (203 часа). В I-II классе на изучение технологии (труда) отводится 1 час в неделю, в III-IV классах – 2 часа. В примерной программе выделяется резерв времени -10% (20,3 часа). Итого: 297 часов резерв времени на 4 года обучения. Из них 74 часа приходится на четвертый класс 23
24 Задача сохранения и развития практики духовно- нравственного воспитания в процессе преподавания учебных курсов духовно-нравственного содержания востребована обществом, она имеет большую соци- альную значимость, убедительные воспитательные результаты, поэтому, безусловно, должна и дальше развиваться и совершенствоваться.