Нормативные основания введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Федеральный уровень
Нормативные основания введения комплексного учебного курса«Основы религиозных культур и светской этики». Региональный уровень
Цель: Оценка эффективности деятельности общеобразовательных учреждений Челябинской области по подготовке к введению с учебного года комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) Задачи: Определить эффективность деятельности: 1)руководителей общеобразовательных учреждений по созданию условий реализации курса ОРКСЭ; 2) муниципальных органов управления образованием по обеспечению реализации курса ОРКСЭ в общеобразовательных учреждениях района Результат Позволяет: определить уровень готовности общеобразовательных учреждений, муниципальной системы образования к введению курса ОРКСЭ; выявить результаты выбора родителями модулей курса ОРКСЭ; выявить потребность общеобразовательных учреждений, муниципальных образовательных систем, региональной образовательной системы в целом в учебниках, обеспечивающих реализацию содержания курса ОРКСЭ; выявить потребность общеобразовательных учреждений в повышении квалификации педагогических работников по содержанию и методике преподавания курса «ОРКСЭ»
нормативно-правовое обеспечение организационно- педагогические условия учебно-методическое обеспечение материально-техническое обеспечение информационное сопровождение Показатели оценки «0» баллов указывается, если показатель полностью отсутствует или наблюдается частичное соответствие «1» балл указывается, если показатель полностью реализован
ПоказателиДокументационное обеспечение показателя Максимальное количество баллов –2 Сформированность локальной нормативно- правовой базы, обеспечивающей введение курса ОРК СЭ 1.Учебный план (проект) образовательного учреждения на учебный год (1 балл выставляется при наличии в учебном плане для 4-х классов курса ОРКСЭ как отдельного предмета инвариантной части) 2. Приказ по образовательному учреждению: а) о выборе родителями обучающихся третьих классов содержательных модулей курса ОРК СЭ; б) об утверждении УМК курса; в) об утверждении рабочей программы, обеспечивающей реализацию курса (1 балл выставляется при наличии в приказе всех необходимых положений)
ПоказателиДокументационное обеспечение показателя Максимальное количество баллов – Регламентация деятельности общеобразовательного учреждения по введению курса ОРК СЭ Приказ по общеобразовательному учреждению, регламентирующий введение курса ОРК СЭ (кадровый состав, закрепление кабинетов, создание условий, организация контроля за введением курса и т.п.) 2.2.Обеспеченность реализации курса ОРКСЭ педагогами, прошедшими повышение квалификации по содержанию и методике преподавания курса в объеме не менее 16 часов Документ, подтверждающий обучение каждого педагога, реализующего курс ОРКСЭ, по содержанию и методике преподавания курса в объеме не менее 16 часов (1балл выставляется при наличии соответствующих документов у всех педагогов, реализующих курс)
ПоказателиДокументационное обеспечение показателя Максимальное количество баллов – Наличие плана-графика повышения квалификации педагогов, реализующих курс ОРКСЭ, по содержанию и методике преподавания курса в объеме не менее 16 часов План-график повышения квалификации педагогов, реализующих курс ОРКСЭ, по содержанию и методике преподавания курса в объеме не менее 16 часов на учебный год (1балл выставляется при наличии плана- графика и при отсутствии потребности в повышении квалификации) 2.4. Наличие договора(ов) с учреждениями культуры, дополнительного образования детей, профессионального образования, общественными организациями о совместной реализации содержания курса ОРКСЭ (является желательным, но не обязательным показателем) Договор(ы) с учреждениями культуры, дополнительного образования детей, профессионального образования, общественными организациями о совместной реализации содержания курса ОРКСЭ (1балл выставляется при наличии одного и более договоров)
ПоказателиДокументационное обеспечение показателя Максимальное количество баллов – Обеспеченность будущих четвероклассников общеобразовательного учреждения учебниками в соответствии с утвержденным образовательным учреждением учебно-методическим комплексом курса ОРКСЭ Справка об обеспеченности каждого обучающегося будущих четвертых классов общеобразовательного учреждения учебниками в соответствии с утвержденным образовательным учреждением учебно-методическим комплексом курса ОРКСЭ (при наличии полного комплекта - 1 балл, при отсутствии даже одного пособия - 0 баллов) 3.2. Наличие в общеобразовательном учреждении комплекта дополнительной литературы, обеспечивающего реализацию регионального компонента содержания курса ОРКСЭ Таблица учебно-методического комплекса реализации курса ОРКСЭ, включающая перечень дополнительной литературы, обеспечивающий реализацию регионального компонента содержания курса ОРКСЭ
ПоказателиДокументационное обеспечение показателя Максимальное количество баллов – Подготовленность кабинета (ов) общеобразовательного учреждения к реализации курса ОРКСЭ Справка о подготовленности предметного кабинета (ов), на базе которого планируется проведение уроков ОРКСЭ, методическими и информационными материалами, обеспечивающими реализацию содержания курса (кабинет истории, литературы, МХК, начальных классов) 4.2 Наличие дополнительных помещений общеобразовательного учреждения, на базе которых возможна реализация содержания курса ОРКСЭ, в том числе регионального компонента (библиотека, музей) Справка о возможности использования ресурсов школьной библиотеки (или) музея для реализации содержания курса ОРКСЭ
ПоказателиДокументационное обеспечение показателя Максимальное количество баллов – Наличие информации о курсе ОРКСЭ на сайте общеобразовательного учреждения Ссылка на раздел школьного сайта, отражающего необходимую информацию о введении и реализации курса ОРКСЭ в общеобразовательном учреждении (учебный план, учебно-методический комплекс, результаты выбора родителями модулей курса) 5.2 Проведение родительских собраний по выбору модулей курса ОРКСЭ Протокол(ы) родительского собрания по вопросу выбора родителями модулей курса ОРКСЭ 5.3 Заявления родителей о выборе модулей курса ОРКСЭ Заявления от родителей по форме, определенной общеобразовательным учреждением (1балл выставляется при наличии заявлений от всех родителей будущих четвероклассников)
нормативно-правовое обеспечение организационно- педагогические условия учебно-методическое обеспечение материально-техническое обеспечение информационное сопровождение Показатели оценки «0» баллов указывается, если показатель полностью отсутствует или наблюдается частичное соответствие «1» балл указывается, если показатель полностью реализован
Критерий обеспечения реализации курса ОРК СЭ в ОУ Количество баллов Максимально возможное количество баллов Показатель готовности ОУ (%) Уровень соответствия критериям готовности Нормативно-правовое 2 Организационно- педагогическое 4 Учебно-методическое 2 Материально-техническое 2 Информационное 3 ИТОГО13
Итоговое количество баллов Показатель готовности общеобразовательных учреждений, % Уровень соответствия критериям готовности Низкий Средний 11-13более 80Высокий
Наименование пособия Численность обучающихся четвёртых классов на (прогноз) Количество учебников в общеобразовательном учреждении (шт.) Имеющихся в наличии Потребность в учебниках Основы мировых религиозных культур – 8 наименований Основы светской этики – 2 наименования Основы православной культуры – 2 наименования Основы иудейской культуры – 2 наименования Основы исламской культуры – 2 наименования Основы буддийской культуры – 2 наименования
Специальность учителяКоличество учителей, реализующих с курс ОРКСЭ Количество учителей, прошедших повышение квалификации по курсу ОРКСЭ Количество учителей, которым требуется повышение квалификации по содержанию и методике курса ОРКСЭ Всего, в том числе по специальности: учитель начальных классов учитель истории и обществознания учитель русского языка и литературы учитель МХК Итого
Уровень соответствия критериям готовности Общее количество общеобразовательных учреждений Доля ОУ по уровням готовности, % Всего, в том числе: ХХХХ Низкий Средний Высокий
Наименование пособия Количество ОУ Численность обучающихс я четвёртых классов на (прогноз) Количество учебников в общеобразовательном учреждении (шт.) Имеющих ся в наличии Потребность в учебниках Основы мировых религиозных культур – 8 наименований Основы светской этики – 2 наименования Основы православной культуры – 2 наименования Основы иудейской культуры – 2 наименования Основы исламской культуры – 2 наименования Основы буддийской культуры – 2 наименования Таблица 7. Информация об обеспеченности образовательных учреждений муниципального района (городского округа) учебниками к реализации курса ОРКСЭ
Специальность учителя Количество общеобразова- тельных учреждений Общее количество учителей Общее количество учителей, прошедших повышение квалификации по курсу ОРКСЭ Общее количество учителей, которым требуется повышение квалификации по курсу ОРКСЭ Доля учителей, не прошедших повышение квалификации по курсу ОРКСЭ Всего В том числе по специальности: учитель начальных классов учитель истории и обществознания учитель русского языка и литературы учитель МХК Итого
30 марта 2012 г. – предоставление сводной информации муниципальными органами управления образованием( сводные электронные формы таблиц 6,7,8) в Министерство образования и науки Челябинской области 30 марта 2012 г. – предоставление сводной информации муниципальными органами управления образованием( сводные электронные формы таблиц 6,7,8) в Министерство образования и науки Челябинской области