Чтобы ребёнок мог хорошо учиться, он должен быть, прежде всего, здоровым. Рост числа этих заболеваний среди школьников за последние годы набирает темпы. Специальные исследования показали, что наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствуют большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, трудности в организации правильного питания не только в школе, но и дома, и ряд других факторов. Рост числа этих заболеваний среди школьников за последние годы набирает темпы. Специальные исследования показали, что наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствуют большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, трудности в организации правильного питания не только в школе, но и дома, и ряд других факторов.
Анализ состояния здоровья школьников МОУ СОШ 7 за учебный год: Отклонения в состоянии здоровья выявлены у более 70% первоклассников и 79% выпускников. Из них хроническая патология встречается у 16,7% первоклассников и у 35,5% выпускников. Отклонения в состоянии здоровья выявлены у более 70% первоклассников и 79% выпускников. Из них хроническая патология встречается у 16,7% первоклассников и у 35,5% выпускников. 1. Патология зрения: всего 16,2%; 1. Патология зрения: всего 16,2%; 1 классы 4%; 1 классы 4%; 1-3 классы 10%; 1-3 классы 10%; 5 классы 29%; 5 классы 29%; классы более 20% классы более 20%. 2. Нарушение опорно-двигательного аппарата: 2. Нарушение опорно-двигательного аппарата: Всего 9,3%; нарушение осанки -7,3%; сколиозы 2%; Всего 9,3%; нарушение осанки -7,3%; сколиозы 2%; 1-3 классы 1,8%; 1,8% 1,8%; 1-3 классы 1,8%; 1,8% 1,8%; 4-9 классы 10% 8% 2%; 4-9 классы 10% 8% 2%; классы 13% 7% 6%; классы 13% 7% 6%;
Анализ структуры выявленной патологии показывает преобладание у учащихся заболеваний органов зрения, нервной системы, мочевыводящей системы, опорно-двигательного аппарата и органов пищеварения. У младших школьников преобладает патология нервной системы, органов дыхания, органов пищеварения. Отклонения в физическом развитии встречаются у 8,7% первоклассников. Процент учащихся с патологией зрения в старшем звене в пять раз выше, чем у детей начального этапа обучения. Процент патологии опорно-двигательного аппарата в старшем звене в три раза выше, чем у учащихся начального звена. Следует отметить, что 12% первоклассников приходят в школу с дефектами речи. С каждым годом эта цифра растёт. Анализ структуры выявленной патологии показывает преобладание у учащихся заболеваний органов зрения, нервной системы, мочевыводящей системы, опорно-двигательного аппарата и органов пищеварения. У младших школьников преобладает патология нервной системы, органов дыхания, органов пищеварения. Отклонения в физическом развитии встречаются у 8,7% первоклассников. Процент учащихся с патологией зрения в старшем звене в пять раз выше, чем у детей начального этапа обучения. Процент патологии опорно-двигательного аппарата в старшем звене в три раза выше, чем у учащихся начального звена. Следует отметить, что 12% первоклассников приходят в школу с дефектами речи. С каждым годом эта цифра растёт.
Одним из приоритетных направлений работы нашего образовательного учреждения является создание условий для сохранения здоровья учащихся в ходе учебно- воспитательного процесса. Одним из приоритетных направлений работы нашего образовательного учреждения является создание условий для сохранения здоровья учащихся в ходе учебно- воспитательного процесса.
Ежегодно в школе проводится большое количество мероприятий, направленных на решение этой задачи. В течение двух лет наше образовательное учреждение являлась экспериментальной площадкой по реализации проекта «Межведомственная система медико-психолого-педагогического мониторинга здоровья детей в образовательных учреждениях с использованием автоматизированных технологий». Ежегодно в школе проводится большое количество мероприятий, направленных на решение этой задачи. В течение двух лет наше образовательное учреждение являлась экспериментальной площадкой по реализации проекта «Межведомственная система медико-психолого-педагогического мониторинга здоровья детей в образовательных учреждениях с использованием автоматизированных технологий». Мы имеем большой опыт, методическую, кадровую, материальную базу, а главное высокую мотивацию для реализации задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся и работников школы. Мы имеем большой опыт, методическую, кадровую, материальную базу, а главное высокую мотивацию для реализации задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся и работников школы.
Цель: «Центра здоровья» Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, восстановление адаптационных возможностей организма ребенка, а также формирование ответственного отношения к здоровью и составляющим его факторам. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, восстановление адаптационных возможностей организма ребенка, а также формирование ответственного отношения к здоровью и составляющим его факторам.
Задачи «Центра здоровья»: - повышение эффективности учебно- воспитательного процесса; - мониторинг состояния здоровья школьников; - создание соответствующих условий труда учителей и обучающихся с учетом психологического комфорта; - совершенствование системы профилактической деятельности, направленной на стабилизацию здоровья участников образовательного процесса; - формирование культуры здоровья и здорового образа жизни. - повышение эффективности учебно- воспитательного процесса; - мониторинг состояния здоровья школьников; - создание соответствующих условий труда учителей и обучающихся с учетом психологического комфорта; - совершенствование системы профилактической деятельности, направленной на стабилизацию здоровья участников образовательного процесса; - формирование культуры здоровья и здорового образа жизни.
Работу центра обеспечивают: Педагог-психолог, руководитель центра - Мусатова Г.А.; Педагог-психолог, руководитель центра - Мусатова Г.А.; Зам.директора по ВР – Гошадзе Л.Н.; Зам.директора по ВР – Гошадзе Л.Н.; Кураторы работы с детьми «группы риска» – Козлова Е.В.; Драгунова И.В.; Кураторы работы с детьми «группы риска» – Козлова Е.В.; Драгунова И.В.; Учителя физической культуры- Буракова Н.В., Зеленова С.Л., Малеев В.А.; Учителя физической культуры- Буракова Н.В., Зеленова С.Л., Малеев В.А.; Школьный врач –Пирожкова Е.Н. Школьный врач –Пирожкова Е.Н. Медицинская сестра – Шмелёва Н.В. Медицинская сестра – Шмелёва Н.В. Технический оператор- Тихонова М.А. Технический оператор- Тихонова М.А.
Материально-техническая база «Центра здоровья» Лицензированный медицинский кабинет. Оснащение : Лицензированный медицинский кабинет. Оснащение : 1. Автоматизированное рабочее место врача с программой автоматизированного мониторинга здоровья школьников; 2. Электронный банк данных здоровья школьников.
Медицинский кабинет Медицинский кабинет
Школьный тренажерный зал
Два спортивных зала, волейбольная, баскетбольная и спортивная площадки, футбольное поле.
Кабинет школьного психолога, школьная столовая
Методическое обеспечение «Центра здоровья» Реализуются: Реализуются: классные программы по ЗОЖ: классные программы по ЗОЖ: «Здравушка» и «Будем здоровы!» «Здравушка» и «Будем здоровы!» Школьные программы: «Здоровье», «Семья» «Здоровье», «Семья»
Работа «Центра здоровья» осуществляется по следующим направлениям: - образовательное (учебное, воспитательное, методическое); образовательное (учебное, воспитательное, методическое);образовательное (учебное, воспитательное, методическое); - психолого-педагогическое; психолого-педагогическое; - физкультурно-оздоровительное; физкультурно-оздоровительное; - медико-профилактическое. медико-профилактическое.
Методические семинары по здоровьесберегающим технологиям
Физкультурно-оздоровительное направление. - третий урок физкультуры в классах; - уроки ЛФК и ПФТ для учащихся 1-11 классов (спецгруппы); - третий урок физкультуры в классах; - уроки ЛФК и ПФТ для учащихся 1-11 классов (спецгруппы); - уроки в тренажёрном зале; - уроки в тренажёрном зале; - спортивные мероприятия; - спортивные мероприятия; - занятия спортивных секций - занятия спортивных секций
Медико-профилактическое направление: Работа по профилактике ОРВИ и ЛОР заболеваний. - фиточаи в начальной школе и группе ЧДБ по показаниям; - регулярное проветривание классов; - чай с витамином С, дезинфенция воздуха луком и чесноком; - вакцинопрофилактика; - своевременный вывод больных детей и преподавателей; - физиопроцедуры (профилактика лор-заболеваний); - применение точечного массажа учащимися; Работа по профилактике ОРВИ и ЛОР заболеваний. - фиточаи в начальной школе и группе ЧДБ по показаниям; - регулярное проветривание классов; - чай с витамином С, дезинфенция воздуха луком и чесноком; - вакцинопрофилактика; - своевременный вывод больных детей и преподавателей; - физиопроцедуры (профилактика лор-заболеваний); - применение точечного массажа учащимися; - обработка слизистой носовой полости оксолиновой мазью; - обработка слизистой носовой полости оксолиновой мазью; - проведение профилактического промывания носа и полоскания горла - проведение профилактического промывания носа и полоскания горла
Научно-экспериментальная деятельность: Реализация проекта: «Межведомственная система медико-психолого- педагогического мониторинга здоровья детей в образовательных учреждениях с использованием автоматизированных технологий». Реализация проекта: «Межведомственная система медико-психолого- педагогического мониторинга здоровья детей в образовательных учреждениях с использованием автоматизированных технологий».
Цель проекта: Комплексная оценка состояния здоровья школьников на различных этапах школьного обучения. Комплексная оценка состояния здоровья школьников на различных этапах школьного обучения. Классы – участники: все первые классы Классы – участники: все первые классы
Доврачебный этап – на базе школы Доврачебный этап – на базе школы Анкетирование родителей Анкетирование родителей Медицинское обследование детей ( не подменяет общую диспансеризацию: рост, вес, плантография, осанка) Медицинское обследование детей ( не подменяет общую диспансеризацию: рост, вес, плантография, осанка) Врачебный этап – в детской соматической больнице: Врачебный этап – в детской соматической больнице: ЭКГ, ЭКГ, Общий анализ мочи, анализ крови,анализ кала. Общий анализ мочи, анализ крови,анализ кала. План реализации:
Осмотр специалистов: Невролог, Невролог, Окулист, Окулист, Отоларинголог, Отоларинголог, Хирург-ортопед, Хирург-ортопед, Стоматолог, Стоматолог, Эндокринолог, Эндокринолог, Гастроэнтеролог, Гастроэнтеролог, Педиатр Педиатр
Организация работы первых классов по профилактике ОРВИ и ЛОР заболеваний: - проведение профилактического полоскания горла; - обработка слизистой носовой полости оксолиновой мазью; - беседы, классные часы, наглядная агитация;- - фиточаи по показаниям и чай с витамином С; - регулярное проветривание классов; - дезинфенция воздуха луком и чесноком; - вакцинопрофилактика; - физиопроцедуры (по рекомендации врача); - углублённый осмотр учащихся ЛОР врачём; - беседы ЛОР врача с учителями и родителями; - применение точечного массажа учащимися; - витаминизация питания школьников; - витаминизация питания школьников;
Мониторинг здоровья школьников В рамках проекта «Межведомственная система оздоровления школьников»; В рамках проекта «Межведомственная система оздоровления школьников»; Оздоровление учащихся в лагере «Берёзовая роща»; Оздоровление учащихся в лагере «Берёзовая роща»; Осмотр специалистами центра «Мидиком» г. Иваново. Осмотр специалистами центра «Мидиком» г. Иваново.
"Здоровье - это бесценный дар, который мы не ценим, когда оно есть, и начинаем понимать это, когда его нет". «Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто». Сократ. Сократ.