1 Стратегия воспитания в условиях внедрения Федеральных Государственных Образовательных Стандартов
2 Федеральные государственные образовательные стандарты нормативные правовые акты федерального уровня, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию
3 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П Р И К А З «6»__октября ____2009г.__373__ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П Р И К А З «6»__октября ____2009г.__373__ Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования В соответствии пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. 142, приказываю: 1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 2.Ввести в действие с 1 января 2010 года федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим приказом. Министр А. Фурсенко
4 Приоритетность воспитания КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ – это методологическая основа ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
5 Национальный воспитательный идеал: Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации»
6 ФГОС НОО ФГОС НОО Требования к структуре основной образовательной программы Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы: пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; учебный план начального общего образования; программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; программы отдельных учебных предметов, курсов; программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
7 Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования концептуальной и методической основой разработки образовательным учреждением собственной программы
8 Предметные Метапредметные Личностные готовность и способность к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению и познанию; ценностно-смысловые установки; социальные компетенции; личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности Результаты освоения основной образовательной программы
9 Личностные результаты Формируются не только за счёт реализации программы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся, но и за счёт учебных предметов и внеурочной деятельности.
10 Структура программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания 2. Основные направления и ценностные основы духовно- нравственного развития и воспитания 3. Принципы и особенности организации содержания духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся 4. Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 5. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися 6. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию 7. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся 8. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания
11 Содержание программы Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
12 Внеурочная деятельность Духовно-нравственное Социальное Общеинтеллектуальное Общекультурное Спортивно-оздоровительное Раздел «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в ОУ
13 Внеурочная деятельность Направления Духовно-нравственное Социальное Общеинтеллектуальное Общекультурное Спортивно-оздоровительное Формы организации (примерный учебный план) Военно-патриотические, экологические клубы Социальная работа Проектная деятельность Предметные кружки Музыкальные кружки, театральная студия Спортивные кружки, секции
14 Примерный учебный план образовательного учреждения Учебные предметы Классы Количество часов в неделюВсего IIIIIIIV Внеурочная деятельность10 40 Спортивные кружки, секции22228 Военно-патриотические, экологические клубы Предметные кружки22228 Музыкальные кружки, театральная студия Социальная работа11114 Проектная деятельность11114 Всего к финансированию ,5132,5
15 При организации внеурочной деятельности ОУ могут использоваться возможности учреждений ДОД, культуры, спорта; лагерных смен, летних школ.
16 В результате реализации программ воспитания и внеурочной деятельности должно обеспечиваться достижение детьми: 1. воспитательных результатов (духовно- нравственных приобретений – знаний, представлений; опыта эмоциональных отношений, переживаний; опыта действия; опыта ценностного постижения, присвоения ценности и пр.); 2. воспитательных эффектов (последствий воспитательных результатов – формирование социальной компетентности, гражданской идентичности, личностное развитие, формирование толерантности, развитие трудолюбия, формирование нравственной компетентности, и пр.).
17 критерии достижения – планируемые результаты; критерии достижения – планируемые результаты; оценка предметных, метапредметных, личностных результатов; оценка предметных, метапредметных, личностных результатов; сочетание внутренней и внешней оценки; сочетание внутренней и внешней оценки; использование нестандартизированных работ: проектов, практических работ, самоанализа, самооценки и др. использование нестандартизированных работ: проектов, практических работ, самоанализа, самооценки и др. уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов; уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов; накопительная система оценки индивидуальных достижений накопительная система оценки индивидуальных достижений (портфолио). (портфолио). Мониторинг состояния воспитания должен содержать комплексную оценку воспитательной деятельности образовательного учреждения на основе показателей результативности и диагностического инструментария. Система оценки: основные особенности
18 ГОУ ДПО НИРО Сборник методических рекомендаций По разработке программы духовно-нравственного развития и воспитания По разработке программ внеурочной деятельности Стратегия воспитания в условиях внедрения ФГОС Организация внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС Формирование духовно-нравственных ценностей детей и молодежи Квалификационные модульные курсы Консультации Аттестация педагогов
19 ГОУ ДПО НИРО Кафедра теории и практики воспитания и дополнительного образования 435 – 46 – 72