Технология работы над выразительными средствами языка в тексте. Подготовка учащихся к ЕГЭ. Задание части В. Разработала учитель русского языка МОУ СОШ 12 Зайцева А.П.
Цели работы 1.Познавательный аспект: изучение терминов; развитие умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности, определять их роль в тексте.
Цели работы 2. Развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей учащихся; по развитию критического мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков.
Цели работы 3.Воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к родному языку ; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.
Значение организации работы над выразительными средствами языка текста. 1.Проявление творческих способностей личности. 2.Выразительные средства языка – путь к выразительной, образной речи учащихся. 3.Открытие учащимися красоты и богатства русского языка. 4.Способность воспроизведения, имитации, описания явлений окружающей действительности. 5.Текст на уроке русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся. 6.Текст является стимулом для обсуждения различных проблем и предоставляет необходимые факты и языковой материал для создания речевого высказывания. 7.Через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная.
КРАСОТА НЕВИДИМАЯ (1) Нужен свой уголок в чужом, особенно во всемирном, городе. (2) Тогда и не так одиноко, тогда поистине есть куда пойти человеку. (3) Вот и для меня такой уголок во Флоренции дом номер двадцать два на улице Питти с мемориальной доской на стене, гласящей, что здесь в 1868 году жил и писал «Идиота» Ф. М. Достоевский. (4) Я не раз приходил сюда по вечерам, благо гостиница была поблизости, по ту сторону недалёкой отсюда реки Арно, стоял у подъезда, хотел представить себе, как выходил отсюда, из подъезда пятиэтажного дома, на улицу Федор Михайлович почему-то, мне казалось, в дождливый день (может быть, потому, что и сам я приезжал сюда в дождливое время) - отправлялся на прогулку. (5)Куда он мог пойти? (6)Мог пойти налево сразу же за поворотом дома. (7)Налево же вонзалась стрела узкого, с высокими стенами домов переулка: за ним другой переулок, пошире первого, но такой же оголенно прямой, напоминавший ему постоянно о таких же петербургских переулках. (8)Впереди, казалось, загораживал путь, саму улицу на её повороте высокий дом, и он поворачивал назад, минуя те два узких переулка, свой дом, выходил на площадь Питти. (9)Огромная глыба трёхэтажного дворца серела в дождливых сумерках. (10) Мокрая покатая площадь была без людна, только впереди, в дальнем углу её, появлялись и вскоре же исчезали редкие прохожие. (11 )Он доходил до этого места площади и сворачивал на улицу, начинающуюся отсюда. (12)Его захватывала уличная жизнь, он любил наблюдать толпу, поведение незнакомых людей, вы ражение их лиц, жесты... но в этот вечер редко кто встречался на пути. (По М. Лобанову)
Структура работы с текстом. 1.Выразительное чтение текста 2.Словарная работа 3.Тема текста 4.Идея текста 5.Тип текста 6.Стиль текста 7.Выразительные средства языка и их роль (функция)
Выразительные средства языка. (повторение терминов) СредствоОпределение ЭпитетХудожественное определение предмета, подчеркивающее его характерное свойство, а также придающее ему образность. МетафораУпотребление слова или выражения в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений, свернутое сравнение. МетонимияУпотребление слова или выражения в переносном значении, когда в основе переноса лежат смежность явлений, внутренняя или внешняя связь между предметами. СинекдохаРазновидность метонимии, при которой название части предмета переносится на весь предмет и, наоборот. При этом единственное число часто употребляется вместо множественного и наоборот. СравнениеТроп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего признака, пояснение одного предмета или явления с помощью другого.
Выразительные средства языка. (повторение терминов) СредствоОпределение ОлицетворениеНаделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека. ГиперболаОбразное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения описываемого предмета, явления. ЛитотаОбразное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого предмета, явления. АллегорияИносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа. ОксюморонУмышленное объединение, казалось бы, не сочетаемых между собой слов. Перифраз (перифраза) Троп. Состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.
Приведите примеры из текста. синекдоха метафора метонимия антономазия аллегория гипербола литота перифраза эпитет сравнение ? Какой термин «спрятан» в фокусе?
Какие виды тропов иллюстрируют данные примеры? 1.Закатилось солнце русской поэзии. (Жуковский о Пушкине). 2. Ну что ж, садись, светило. (В Маяковский) 3. Я спросил у высокого солнца, //Как мне вспыхнуть светлее зари,// Ничего не ответило солнце, // но душа услыхала:»Гори». (К.Д. Бальмонт. 4. Словно солнце горит, не сгорая, любовь (О.Хаям). 5. Проснулся : в широкие стены сарая // Глядятся веселого солнца лучи. (Н.Некрасов). 6. Страна восходящего солнца. 7. Солнце моноклем вставлю в широко растопыренный глаз (В. Маяковский)
Задание. Найдите в тексте выразительные средства языка, определите роль названных средств выразительности. Текст
Подведение итогов. 1.Какие цели и задачи были поставлены? 2.Что получилось? Что не получилось? 3.Над чем предстоит еще поработать? 4.Какую практическую помощь вы получили сегодня на уроке для подготовке к экзамену? 5.Какие мысли, высказывания вам запомнились особенно, получили в вашей душе эмоциональный отклик?