Литература как вид искусства Программа элективного курса Учитель: Лисянских Г.М.
Цели курса: сформировать у учащихся представление о литературе как искусстве слова; проанализировать связь литературы с другими видами искусства; заинтересовать девятиклассников в дальнейшем изучении литературы как одного из важнейших предметов в системе гуманитарных дисциплин.
Задачи курса: дать представление о специфике искусства слова, о творческом процессе создания произведения; сформировать коммуникативные компетенции учащихся в процессе работы и общения на занятиях; проанализировать понятие прекрасного как основной категории искусства; обогатить внутренний мир учащихся, способствовать формированию у них целостной картины мира; развить познавательный интерес школьников, расширить их представление о роли литературы в ряду различных искусств; познакомить учащихся с новыми литературными произведениями, повторить пройденное, обогатить словарный запас, развить внимание к слову.
Организационные формы обучения: урок-диспут «круглый стол» лекция беседа семинар с элементами дискуссии
Используется метод творческого чтения, мини-лекция, сообщение учителя или ученика, выразительное или аналитическое чтение, литературная беседа, наблюдение, исследовательский метод. Предлагается выполнение различных видов словарных работ.
Особенности курса: основное время на занятиях посвящается анализу, осмыслению и обсуждению художественных произведений; курс основан на литературных произведениях небольшого объёма, учащиеся не тратят много времени на подготовку к занятиям, не перегружаются.
Учебно-тематический план ТемаЧасыВид занятия Литература и действительность. Труд писателя. 4 1 Литература и действительность. Творческий труд писателя. 1Лекция, беседа 2 Понимание художником своего предназначения, ответственности. 1Беседа
3Творческий процесс создания художественного произведения. 1Сообщения учителя, учащихся. Беседа. 4Общественное предназначение литературы 1Семинар с элементами дискуссии
Литература и другие виды искусства 6 5Прекрасное как категория искусства 1«Круглый стол» 6Что есть красота и почему её обожествляют люди? 1Семинар с элементами дискуссии 7Литература и музыка1Беседа, сообщения учителя и учеников
8Литература и живопись. Живопись словом. 1Семинар 9Одухотворённость поэтических пейзажей. Живопись прозы. 1«Круглый стол», защита проектов. 10Поэтика художественного текста. 1Беседа, защита проектов.
Произведения художественной литературы Лирика Н.А. Некрасова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, С.А. Есенина, А.А. Ахматовой, А.Т. Твардовского, Б.Л. Пастернака, Н. Заболоцкого. Произведения И.С. Тургенева, А.П. Чехова, И.А. Бунина, К.Г. Паустовского.
Темы проектов Прекрасное как категория искусства. Средства музыкальной выразительности слова. Одухотворенность поэтических пейзажей. Литература и кино. Литература и театр. Автор и читатель. Роль литературы в жизни человека и общества.