Программа для средней общеобразовательной школы «Физика в опытах и задачах» образовательная область – естественные наука интегративный ориентационный элективный курс для 2 ступени обучения (7 класс)
Скажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню. Дай сделать мне, и я пойму. Сократ
Образовательная задача - развитие познавательного интереса к изучению физики, формирование у учащихся основ научных знаний в процессе решения ими системы эксперимента творческих задач; экспериментальных умений и навыков: умение пользоваться измерительными приборами и инструментами, обрабатывать результаты и делать выводы на основе измерительных данных; Воспиталеьная задача - развивать наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, делать логические выводы, проявлять самостоятельность в поиске решения. Развивающая задача – развитие познавательного интереса к физике, творческих способностей. Задача по сохранению здоровья – на каждом уроке, каждый ребенок должен испытывать положительный успех, соблюдать технику безопасности.
наблюдать и изучать явления и свойства веществ и тел; отбирать необходимые приборы и материалы; выдвигать гипотезы; описывать результаты наблюдений; выполнять измерения; вычислять погрешности прямых и косвенных измерений; представлять результат в виде таблиц, графиков, диаграмм; работа с дополнительной литературой; делать выводы.
Перечисленные умения формируются на основе следующих з н а н и й ; цикл познания: наблюдения и опыты размышления, научные теории использование на практике; роль эксперимента; происхождение погрешностей измерений, их виды.
В работе элективного курса возможны следующие в и д ы д е я т е л ь н о с т и: выполнение лабораторных работ; самостоятельные исследования; составление и решение физических задач как расчетного, так и оценочного характера; составление таблиц; устное сообщение учащихся с последующей дискуссией; работа над проектами; работа со справочной литературой, энциклопедиями.
Лабораторная работа. Изучение силы упругости. Цель: установить зависимость силы упругости от величины деформации. Ход работы: на полоске плоской резины шириной 5-6 см ставится две метки на расстоянии см. У одной метки полоска резины прижимается деревянным бруском, а к другому концу полоски крепится динамометр и линейкой измеряется удлинение полоски резины ( смещение метки) при увеличении нагрузки от 0 до 2 Н ( большую силу прикладывать не следует, так как зависимость силы упругости от величины деформации « теряет» линейный характер. Данные заносят в таблицу и строят график зависимости силы упругости Fупр от величины растяжения х. Вывод:____________________________________ Растяжение х,мм Сила упругости F,Н00,511,52
Планируемый результат обучения Успешная самореализация школьников в учебной деятельности. Умение решать практические и расчетные задачи. Выявление межпредметных связей и возможность применения полученных знаний в других областях, в частности, в биологии, экологии.