Интеграция - методологическаяосновапреподаванияистории
Люди разных стран равны в одном: им дорого и любо всё новое, хоть новое и лепят из старого. У.Шекспир
Понятие «интеграция» в российскую педагогику пришло в 80-е годы, и оно стало обозначать высшую форму межпредметных связей. Каковы же причины интереса к интегрированным урокам? Во-первых, интеграция является методологической Во-первых, интеграция является методологической основой современного преподавания («Модернизация школы», август 2001г.) Во-вторых, интеграция даёт возможность показать Во-вторых, интеграция даёт возможность показать учащимся «мир в целом», преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, и исключает дублирование, а значит, освобождает учебное время для изучения другого явления. Иначе говоря, с практической точки зрения интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение учащимися сферы получаемой информации, подкрепление мотивации в обучении.
Методологической основой интегрированного подхода к обучению является формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутрипредметных связей в усвоении основ наук. В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. Интегрированные уроки могут проводиться на разных уровнях:
Уровни интегрированных уроков Понятийно-информационный Бинарный
ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРАИЗОБИОЛОГИЯОБЩЕСТВОЗНАНИЕИНФОРМАТИКАМУЗЫКА
ИНТЕГРАЦИЯ Внутрипредметная Межпредметная История – музыка Музыка – это отражение окружающего нас мира. «Послушай»: музыка вокруг, Она во всем – в самой природе, И для бесчисленных мелодий Она сама рождает звук».
Интеграция уроков музыки с историей рождает нестандартные формы уроков: урок-путешествие, урок-путешествие, урок-прогулка, урок-прогулка, урок-интервью, урок-интервью, урок-спектакль. урок-спектакль. Интересен урок-интервью, когда у произведений искусства (как своеобразных свидетелей исторических событий или жизни человека) «берётся интервью». Урок-путешествие может быть связан не только с историей,но и являться экскурсом по эпохам, периодам исторического развития.
Цель интегрированных уроков истории и литературы – изучение событий истории и освещение их в литературе. Задачи данных уроков следующие: научить искать связи между фактами, научить искать связи между фактами, событиями, явлениями; делать выводы философские, политические, делать выводы философские, политические,экономические; научить анализировать, сравнивать, сопоставлять, научить анализировать, сравнивать, сопоставлять,обобщать; научить ребят извлекать нравственные уроки из научить ребят извлекать нравственные уроки из осмысленных событий и явлений историками и литераторами.
Методы и приёмы обучения Методы и приёмы обучения проблемная лекция, проблемная лекция, учебная дискуссия, учебная дискуссия, поисковая работа. поисковая работа. исследовательский метод, исследовательский метод, анализ конкретных ситуаций, анализ конкретных ситуаций, выполнение индивидуальных заданий, выполнение индивидуальных заданий, ролевая игра, ролевая игра, работа с разными источниками., работа с разными источниками., Для того, чтобы создать эмоциональное отношение к изучаемому материалу, широко используется чтение стихов, фрагменты литературных произведений, музыка, песни, краеведческий материал.
В работе используются разные формы проведения интегрированных уроков история-литература: исследование,исследование, семинары,семинары, пресс-конференции,пресс-конференции, комбинированные уроки,комбинированные уроки, урок-комментарий,урок-комментарий, инсценирование,инсценирование, урок-суд и т.д.урок-суд и т.д.
При подготовке интегрированного урока можно воспользоваться следующей технологией их проведения:
Этапы подготовки интегрированных уроков: Первый этап – подготовительный; Второй этап – исполнительский; Третий этап – рефлексивный.
Подготовительный этап
Первый шаг Организация творческой группы (психологическая совместимость)
Психологическая совместимость является важным фактором успеха работы любой группы людей, так как от взаимной совместимости и слаженности работы команды зависит успех урока.
Второй шаг Планирование урока Количество Количество Тематика Тематика Срок Срок
При планировании урока необходимо ответить на вопросы: для чего проводится интегрированный урок? для чего проводится интегрированный урок? какие образовательные задачи он поможет какие образовательные задачи он поможетрешить?
Третий шаг Постановка образовательных целей Вводно-образовательный интегрированный урок (синтез) Цель: формирование первоначальной целостносной картины изучаемого раздела программы Уроки по конкретным темам (анализ) Цель: конкретизация материала, изучаемого на вводно-обобщающем уроке и погружение (углубление и расширение знаний) в тему. Обобщающий интегрированный урок (синтез) Цель: обобщение и систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках.
Четвертый шаг Конструирование урока Цель (направленная на ученика); Цель (направленная на ученика); Задачи (деятельность учителя); Задачи (деятельность учителя); Определение интегратора (основа знаний); Определение интегратора (основа знаний); Близкие темы; Близкие темы; Самостоятельное творчество учителя; Самостоятельное творчество учителя; Создание плана – конспекта. Создание плана – конспекта.
Пятый шаг Репетиционный
Во время репетиций необходимо проводить хронометраж урока, который поможет четко определить ход урока и уложиться в установленные рамки. На этом этапе определяются «роли» учителей на уроке, отрабатываются все переходы от монолога к монологу, чтобы партнер мог сориентироваться, когда ему начинать.
Исполнительский этап
Существуют разные подходы в структуре интегрированных уроков. Вот один из них:
Технологическая карта интегрированного урока Этапы урока Цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Результат 1. Фаза вызова Формирование интереса к теме урока, актуализация имеющихся знаний Стимулирует познавательную деятельность учащегося. Для этого используются следующие приёмы: формулировка проблемных вопросов, использование интересных фактов, знакомство с существующими гипотезами, демонстрация репродукций, видеофильмов и т.д. Вспоминают известную им информацию, воспринимают новую информацию, осмысливают проблему, формулируют вопросы. Устойчивый интерес к теме урока, желание получить новые знания 2. Фаза осмыс- ления Приобретение и осмысление новых знаний, соотнесение их с уже имеющимися знаниями, развитие познавательных умений, проживание ситуации, формирование ценностных отношений к изучаемым событиям Знакомит с новой информацией, формулирует наводящие и проблемные вопросы, осуществляет организацию группового размышления, формулирует задачи Работают с различными источниками информации, выдвигают собственные гипотезы, обсуждают вопросы, задают собственные вопросы, решают задачи, представляют результаты коллективного обсуждения. Создают логические и структурные схемы и таблицы Приобретение новых знаний, развитие познавательных навыков, формирование ценностных установок 3. Фаза обобще- ния и рефлексии Обобщение и систематизация знаний, рефлексия Формулирует вопросы, способствующие обобщению и систематизации знаний. Задает вопросы в процессе рефлексии Обобщают и систематизируют полученные знания. Осуществляют рефлексию собственной учебной деятельности Обобщенные и систематизированные знания. Рефлексия учебной деятельности, ее результатов, самооценка
Рефлексивный этап
Анализ урока, достоинства и недостатки.
Основные различия урока Использование межпредметных связей Интегрированный урок Уровень понятий, фактов Уровень сходных тем, содержания
Формы интегрирования Вертикальное Охватывает однородный материал из программ разных лет обучения (А.С. Пушкин Сказки; Стихи; Повести.) Горизонтальное Предусматривает объединение нескольких предметов данного класса обучения. Творчество, История, Литература, Обществознание.
Представляется важным деление интегрирования на вертикальные и горизонтальные. Горизонтальное интегрирование предусматривает объединение нескольких предметов данного класса обучения. Вертикальное охватывает однородный материал из программ разных лет обучения. Горизонтальный тематизм. За содержательную единицу обучения берется тема, которая может быть связана с темами других учебных дисциплин. Межпредметные связи устанавливаются по составу научных знаний (фактические, понятийные, конкретные).
Особенности: включается эпизодически материал других предметов; включается эпизодически материал других предметов; сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой; сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой; в целом сохраняется программа урока. в целом сохраняется программа урока.
Вертикальный тематизм. Объединение нескольких школьных предметов на основе диалога по заданной теме. Тема заключает в себе конкретное содержание, образ, эмоциональное состояние, нравственный и эстетический смысл. Она как ключевая фраза, образно-словесный символ, лейтмотив проходит через несколько уроков в течение недели.
Особенности: тема может быть рассмотрена на программном учебном материале, или вводится дополнительный материал по усмотрению учителя; тема может быть рассмотрена на программном учебном материале, или вводится дополнительный материал по усмотрению учителя; уделяется разное количество времени; уделяется разное количество времени; иной подход к разбору произведений, новые творческие задания, проблемный диалог. иной подход к разбору произведений, новые творческие задания, проблемный диалог.
Особенности интеграции Предметом анализа выступают многоплановые объекты, Предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах; Сохраняется самостоятельность каждого предмета со Сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой; Включение в процесс познания всех анализаторов Включение в процесс познания всех анализаторов (зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных, тактильно - двигательных), что обеспечивает прочность образования условных связей в познании ребенком окружающей действительности.
В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Чаще всего, такие уроки являются спаренными (бинарными) и проводятся двумя или более учителями совместно. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук.
В результате работы над созданием системы интегрированных наук создана программа интеграции уроков истории и литературы. Первым этапом данной работы является согласование учебных программ по предметам, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения, взаимной консультации учителей. Первым этапом данной работы является согласование учебных программ по предметам, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения, взаимной консультации учителей. Затем необходимо рассмотреть, как подходят к изучению одних и тех же явлений, событий, законов в различных курсах учебных дисциплин. Затем необходимо рассмотреть, как подходят к изучению одних и тех же явлений, событий, законов в различных курсах учебных дисциплин. Планирование тематики и конспектов интегрированных уроков. Планирование тематики и конспектов интегрированных уроков.
В подготовке интегрированного урока могут принять участие учащиеся: выбрать тему, которая им интересна, предложить материалы по этой теме из других предметов. Интегрированные уроки хороши при условии, если они объединены общей проблемой, если они доставляют радость и ученикам, и учителям. Тогда может получиться интересная школа содружества. Только определенная система проведения таких уроков, а не разовые уроки могут вызвать интерес у детей. Иначе это будет просто погоня за модной формой и не более того.
Несмотря на многие трудности, думается, что у интегрированных уроков есть будущее. Ян Амос Коменский говорил: «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи».