ТЕМА УРОКА ПОДГОТОВКА К ГИА. (ЗАДАНИЕ С2.1) ОБУЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Поскольку ваша задача - написать сочинение- рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню,
Advertisements

Подготовка к сочинению С2.1 (ГИА 2012, 9 класс),.
Готовимся к ГИА. Сочинение по заданному тексту - это сочинение-рассуждение о смысле отрывка из исходного текста. Основным содержанием такого сочинения.
ГИА-9 ЧАСТЬ 3 Сочинение-рассуждение по фрагменту текста Презентация создана учителем русского языка и литературы МБОУ «СОШ 14» Дейкиной Натальей Викторовной.
Сочинение- рассуждение по исходному тексту учебный год.
Как писать сочинение-рассуждение на морально- этическую тему. Памятка (подготовка к заданию С2.2 ГИА- 2012) Учитель: Шелыганова Т.В. ГБОУ СОШ 658.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему Часть С 2.1.
Рекомендации к написанию Полякова Наталья Петровна МБОУ Комсомольская СОШ ГИА-2013.
1. Вступление - тезис 2. Основная часть – аргументы + примеры 3. Заключение - вывод.
Работу выполнили :Курганов Сергей и Александр Даниелов.
Подготовка к ГИА: написание части 3 (С 2) Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 12 Фиалковская Вероника Петровна.
Для подготовки к ГИА 1Фирстова С. В.. Задания С2.1 и С2.2 (выбрать нужно только одно!) проверяют коммуникативную компетенцию выпускников, в частности.
КАК ЕГО НАПИСАТЬ?. План написания сочинения-рассуждения: 1.Вступление - тезис 2.Основная часть – 2 аргумента + примеры к ним 3.Заключение - вывод.
ГИА. Подготовка к сочинению. Выполнила Кокурина Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы.
Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) по теме: Презентация "Подготовка к сочинению ГИА на лингвистическую тему"
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего.
Сочинение на лингвистическую тему Готовимся К ГИА.
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
Учимся писать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему ГИА 2015.
Транксрипт:

ТЕМА УРОКА ПОДГОТОВКА К ГИА. (ЗАДАНИЕ С2.1) ОБУЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ

Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их. Каждое слово, каждая фраза резко, определенно, рельефно выражает у него мысль. В. Белинский

В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки…

Придаточное определительное

Когда экипаж въехал во двор, господин был встречен трактирным слугою…

Придаточное времени Когда экипаж въехал во двор, господин был встречен трактирным слугою…

Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода…

Придаточное причины Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода…

Он с чрезвычайной точностью расспросил, кто в городе губернатор…

Придаточное изъяснительное Он с чрезвычайной точностью расспросил, кто в городе губернатор…

Он заглянул в городской сад, который состоял из тоненьких дерев, дурно принявшихся.

Придаточное определительное Он заглянул в городской сад, который состоял из тоненьких дерев, дурно принявшихся.

Хотя эти деревца были не выше тростника, о них было сказано, что город наш украсился, благодаря попечению гражданского правителя, садом...

Придаточное уступительное Придаточное изъяснительное Параллельное подчинение Хотя эти деревца были не выше тростника, о них было сказано, что город наш украсился, благодаря попечению гражданского правителя, садом...

Черные фраки мелькали и носились врознь и кучами там и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде, когда старая ключница рубит и делит его на сверкающие обломки.

Придаточное сравнительное Придаточное времени Последовательное подчинение Черные фраки мелькали и носились врознь и кучами там и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде, когда старая ключница рубит и делит его на сверкающие обломки.

ЧТО ТАКОЕ «СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ»? Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему - это анализ высказывания на теоретическом уровне и подтверждение примерами-аргументами из текста.

ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ТЕОРИЯ Лексика – словарный состав языка Грамматика – раздел языкознания, изучающий свойства слов, изменения слов, соединение слов в словосочетания и предложения. (Морфология + синтаксис)

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ Лексическое значение слова Однозначные и многозначные слова Прямое и переносное значение слова Омонимы, синонимы, антонимы Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении Историзмы, архаизмы, неологизмы Заимствованные слова Фразеологизмы

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ Части речи, морфологические (род, число, падеж, разряды, время, лицо, вид, наклонение, склонение, спряжение, неизменяемость) и синтаксические признаки Строение и значение синтаксических единиц: словосочетания и предложения (члены предложения, виды предложений, осложняющие элементы, виды придаточных, способы передачи чужой речи и т.д.)

КАК ДОЛЖНО БЫТЬ ПОСТРОЕНО СОЧИНЕНИЕ? Поскольку ваша задача - написать сочинение-рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Рассуждение состоит из следующих частей: 1. Вступление – тезис 2. Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры 3. Заключение – вывод Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и будет стоить вам потери баллов.

ТЕЗИС Известный лингвист Г. Степанов утверждает: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Как можно понять это высказывание? (21 слово)

АРГУМЕНТЫ «Словарь языка» - это лексика. Все слова имеют собственное лексическое значение. С его помощью человек передаёт свои мысли собеседнику. Но словам ещё необходима и определённая форма, которая служит для выражения грамматических значений. (26 слов)

ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Слово лексическое значение грамматическое значение формы слова (род, число, падеж, разряд, время, лицо, вид, наклонение, склонение, спряжение, неизменяемость) названия людей, предметов, явлений природы, действий, признаков и др.

Во-первых, помните о требованиях к примерам: примеров должно быть не менее 2 ; примеры должны быть из указанного текста ; примеры должны подтверждать разные аргументы ; каждый пример должен соответствовать указанному аргументу; пример без указания на аргумент не учитывается. КАК ОФОРМЛЯТЬ ПРИМЕРЫ В СОЧИНЕНИИ?

Во-вторых, оформлять примеры в сочинении можно 3-мя способами: 1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки. В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие. 2) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).

3) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише: Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. Подтвердить данный аргумент можно примером из … предложения текста. Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения. В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста. Предложение … подтверждает мысль о том, что …

О ЧЁМ ПИСАТЬ В ЗАКЛЮЧЕНИИ? Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ подвести итог, обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное. Вывод должен быть: коротким, но ёмким по содержанию логически связан с предыдущим изложением не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам

В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д. Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!

ВЫВОД Мы убедились, что лексика и грамматика действительно свидетельствуют, о чём и как думают люди. (14 слов)

ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ Известный лингвист Г. Степанов утверждает: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Как можно понять это высказывание? «Словарь языка» - это лексика. Все слова имеют собственное лексическое значение. С его помощью человек передаёт свои мысли собеседнику. Но словам ещё необходима и определённая форма, которая служит для выражения грамматических значений. В качестве примера возьмём слово «пикни» (предложение 35). Используя его в переносном значении, большая девочка требует от мальчика не возражать, не возмущаться. То есть значение слова передаёт её мысли, желания. Побуждение (требование) выражается через форму повелительного наклонения глагола «пикнуть». Мы убедились, что лексика и грамматика действительно свидетельствуют, о чём и как думают люди. (104 слова)

СКОЛЬКО АБЗАЦЕВ ДОЛЖНО БЫТЬ В СОЧИНЕНИИ? Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения. Помните: сочинение должно иметь не менее 3-х абзацев: 1 абзац – тезис 2 абзац – аргументы с примерами 3 абзац – вывод Основная часть может состоять и более чем из одного абзаца. Помните, что новый абзац вы начинаете в том случае, если далее следует новая мысль, например, новый аргумент.

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ОБЪЁМ СОЧИНЕНИЯ? Строго следуйте минимальному пределу указанного объёма! В вашем сочинении должно быть не менее 70 слов. Помните, что если суммарный объём ваших сочинения и изложения составит 70–139 слов, то максимальный балл по каждому из критериев грамотности будет равняться всего 1. При подсчёте слов не забывайте о том, что союзы, предлоги и частицы – это отдельные слова, которые тоже нужно считать. Слова, которые пишутся через дефис, считаются одним словом.

ГРАМОТНОСТЬ Перед тем как переписать полученный текст в чистовик, проверьте его на наличие всех видов ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых) и при необходимости откорректируйте его.

ПРО ПОЧЕРК Помните, что задания уровня С (С1, С2.1, С2.2) будет проверять экзаменационная комиссия, а не компьютер. Поэтому пишите сочинение АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, так, чтобы экзаменатор смог прочитать написанное без труда и чтобы у него не возникало вопросов: какая в слове буква – О или А и т.п.

УСПЕХОВ ВАМ!