Типенко Н.Г. Модернизация финансово-экономических механизмов введения ФГОС
Вопросы, на которых мы остановимся Особенности услуги с учетом ФГОС; Особенности формирования стоимости услуги, связь с финансовым обеспечением ФГОС; Особенности формирования задания с учетом ФГОС; Учет качества бюджетной услуги; Риски реализации новых финансово-экономических механизмов.
Финансово-экономические механизмы (ФЭМ) Действующие ФЭ механизмы Нормативно-подушевое финансирование (Закон «Об образовании»1992г.) Государственное финансовое обеспечение выполнения основных общеобразовательных программ ( субвенция с уровня субъекта на муниципальный уровень)ФЗ123, ФЗ95(2003г.) Введение НСОТ ( ПП583) Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти ( ПП 322) ФЭ механизмы ФЗ 83 Переход от финансирования учреждений к финансированию услуги определенного объема и качества; Переход от сметы к финансовому обеспечению задания через субсидии; Закрепление отношений учредитель- учреждение через задание об оказании услуг и соглашение о величине субсидии на его выполнение; Введение контроля за регламентом оказания услуг и качеством услуг
Определение государственного задания и государственной услуги Статья 6 БК РФ: государственное задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных услуг государственные услуги (старая редакция) – услуги, оказываемые в соответствии с государственным заданием органами государственной власти, бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами государственные услуги (редакция ФЗ от ФЗ) – услуги, оказываемые органами государственной власти, государственными учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами 4
Подходы к формированию перечня услуг 1.формирование двухуровневой структуры перечня услуг, состоящей из отраслевого перечня услуг и ведомственного перечня услуг. 2.формирование единого перечня услуг, в данном случае перечень услуг формируется учредителем в целях последующего формирования заданий для подведомственных учреждений. Перечень услуг утверждается правовым актом учредителя. В случае, если в субъекте Российской Федерации реализуется первый подход, предполагающий двухуровневый перечень, на муниципальном уровне рекомендуется формировать только ведомственные перечни услуг.
Особенность стоимости услуг и работ Услуга, в соответствии с определением данным в целях настоящих комплексных рекомендаций, направлена на конкретного потребителя, значит она типична, иными словами, может быть оказана несколькими потребителям, при этом стоимость услуги от этого не изменится. Для работ - стоимость работ, как правило, рассчитывается индивидуально, в связи с этим определение нормативных затрат для работ не является обязательным. Для обеспечения прозрачности и доступности информации о перечнях услуг для потребителей, а также разграничении между государственными (муниципальными) услугами, оказываемыми в рамках государственных (муниципальных) заданий, и дополнительными услугами, перечни услуг публикуются ( перечни услуг до направлялись субъектами в Минфин РФ для размещения на сайте).
Ведомственный перечень государственных услуг( работ), оказываемых( выполняемых) находящимися в ведении МОН РФ федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности (12января 2011года ИБ-2/02вн) 1.Реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования. 2.Реализация основных общеобразовательных программ начального общего образования. 3.Реализация основных общеобразовательных программ основного общего образования. 4.Реализация основных общеобразовательных программ среднего(полного) образования. 5.Реализация основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования. 6.Реализация основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования базовой подготовки. 7.Реализация основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования углубленной подготовки. 8.……….
Ведомственный перечень государственных услуг( работ), оказываемых( выполняемых) находящимися в ведении МОН РФ…. (продолжение) 22.Реализация дополнительных образовательных программ. 23.Проведение лечебно-оздоровительных, реабилитационных, санаторно-гигиенических и профилактических мероприятий для детей, нуждающихся в длительном лечении. 24.Услуги по содержанию и воспитанию в образовательных учреждениях. 25.Реализация программ профессиональной подготовки в образовательных учреждениях. 26.Защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 27.Реализация психологической, медицинской и социальной реабилитации детей и подростков с девиантным поведением, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе.
Услуга, связанная с реализацией ФГОС – должна выделяться в перечне услуг; Услуга, связанная с реализацией ФГОС – более дорогая, требующая повышенного финансового обеспечения; в задании должно найти отражение качество услуги; Регламент оказания услуг?
210-ФЗ И 83-ФЗ В ЧАСТИ ПЕРЕЧНЕЙ УСЛУГ Область применения 210-ФЗ: 1. Услуги, оказываемые органами власти по запросам заявителей; 2. Услуги, необходимые и обязательные для оказания услуги органом власти, оказываемые государственными (муниципальными) учреждениями за плату без госзадания; 3. Услуги, необходимые и обязательные для оказания услуги органом власти, оказываемые государственными (муниципальными) учреждениями бесплатно для заявителя. 4. Услуги, необходимые и обязательные для оказания услуги органом власти, оказываемые государственными (муниципальными) учреждениями за плату на основании госзадания; Область применения 83-ФЗ: Услуги (работы), оказываемые физическим, юридическим лицам, на основании государственного (муниципального) задания
КОМПЛЕКСНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОРГАНАМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 8 МАЯ 2010 Г. 83-ФЗ В связи с использованием в законодательстве Российской Федерации близких терминов и понятий в рамках настоящих комплексных рекомендаций целесообразно «разделить» понятия услуг, оказываемых в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»,и услуг, оказываемых в контексте Федерального закона 83. Услуги, предоставляемые в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. 210-ФЗ, подлежат включению в реестр государственных (муниципальных) услуг. Данные услуги предоставляются по запросам указанных лиц (заявителей) в соответствии с административными регламентами.
12 Изменение механизма финансового обеспечения бюджетных учреждений Переход от сметного финансирования к предоставлению субсидий Перейти к системе субсидий на госзадание для бюджетных учреждений, включающей: Субсидию на оказание услуг (выполнение работ) в соответствии с госзаданием (ст БК РФ) Субсидии на иные цели (ст БК РФ) Первоначальные нормативы затрат индивидуализированы: субсидия рассчитывается исходя из фактически сложившихся расходов Учреждения (п.8 ст ФЗ) Затем будет происходить их постепенная унификация по группам однопрофильных учреждений с учетом различных факторов Обязательная субсидия Могут предо- ставляться Бюджетные инвестиции (ст. 79 БК РФ)
Расчет стоимости услуги и имущества Расчетно- нормативные затраты Норматив стоимости образовательной услуги Затраты на оплату труда Основн. персонала Доля комм. расходов(70%), Часть расходов АУП Норматив содержания Имущества (условно-постоянные затраты) Доля комм. расходов(30%), Часть расходов АУП Прочие расходы
статья 69.1 Бюджетного кодекса (бюджетные ассигнования) к бюджетным ассигнованиям на оказание услуг относятся ассигнования на обеспечение функций казенных учреждений (по бюджетной смете), предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения задания, рассчитанных с учетом нормативных затрат, связанных с оказанием ими услуг, Таким образом, в целях финансового обеспечения выполнения задания необходимо определить размер нормативных затрат по каждой услуге, включенной в соответствующий перечень услуг
Размер субсидии учреждению на финансовое обеспечение выполнения задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание услуг в рамках задания, затрат на выполнение работ в рамках задания, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учреждению учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество.
Способы определения нормативных затрат нормативного метода (метод прямого счета), структурного метода (для отдельных статей затрат), экспертного метода (для отдельных статей затрат), метода «первоначальных нормативных затрат»[1].[1] [1] Только в рамках переходного периода.
Нормативный метод (метод прямого счета) Нормативный метод (метод прямого счета) подразумевает определение структуры затрат на оказание услуги и отдельный расчет каждой составляющей нормативных затрат, исходя из требований к качеству и условиям оказания услуги. Например, расчет заработной платы преподавателя на одного студента (ученика), исходя из требований к учебному плану, количеству преподавателей, количеству студентов (учеников) и ставки оплаты труда, принятой в учреждении.
Метод первоначальных нормативных затрат Вместе с тем в рамках переходного периода может применяться метод «Первоначальных нормативных затрат» (или метод обратного счета). Данный метод подразумевает формирование норматива, исходя из бюджетной сметы расходов учреждения прошлого, текущего или планируемого года (при наличии данных для расчета) путем деления суммы текущих расходов учреждения на количество услуг, оказанных в соответствующем периоде
Порядок определения нормативных затрат утверждается учредителем для одной либо нескольких однотипных государственных услуг, включенных в утвержденный учредителем ведомственный перечень услуг, и может содержать: - методику расчета удельной расчетной стоимости предоставления в очередном финансовом году и плановом периоде единицы услуги, оказываемой бюджетным (автономным) учреждением в рамках задания с учетом объема затрат на содержание в очередном финансовом году и плановом периоде недвижимого и особо ценного движимого имущества бюджетных (автономных) учреждений; - порядок изменения нормативных затрат, в том числе, в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, устанавливающие требования к оказанию услуг, а также в случае изменения объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе бюджете соответствующего уровня для финансового обеспечения выполнения задания; - виды применяемых корректирующих коэффициентов (в случае наличия таковых) и способы их расчета;
Подход к определению финансового подушевых нормативов Определение бюджетных расходов на реализацию государственного стандарта общего образования исходя из минимальных (конституционно-гарантированных) норм Определение норматива расходов на реализацию государственного стандарта по видам общеобразовательных программ Расчет стоимости бюджетной услуги на учащегося по ступеням обучения Учет специфики образовательных учреждений через систему поправочных коэффициентов
Направления развития нормативов( позиция Минфина РФ) НОРМАТИВЫ финансового обеспечения государственных заданий Индиви- дуальные Региональные коэффициен- ты Групповые нормативы Поправоч- ные коэф- фициенты Фор- мульные Цель
Перед непосредственным доведением задания рекомендуется осуществить предварительный расчет объема финансового обеспечения на его реализацию. Результаты расчетов должны быть сопоставлены с планируемыми объемами финансового обеспечения деятельности учреждения по смете расходов в текущем (прошедшем) финансовом году. При выявлении серьезных расхождений между планируемым объемом финансового обеспечения задания для учреждения, и условной сметой, рассчитанной с использованием старой методики, необходимо использовать корректирующие коэффициенты, либо вносить изменение в методику расчета норматива для сближения результатов расчетов. При использовании корректирующих коэффициентов, информацию об этом целесообразно довести до учреждения для совместной выработки мер по приведению фактического объема расходов учреждения к нормативному.
Проблемы при переходе к формированию бюджетов на основе муниципальных заданий Формирование по фактическим затратам (индивидуальные нормативы). Стоимость услуги заменяется средними фактически сложившимися расходами (у учреждений, оказывающих одинаковые услуги стоимость услуг разная). Изменение численности потребителей услуг ( учащихся) в течение одного финансового года, необходимость корректировки заданий.
Особенности задания и соглашения в контексте ФГОС В задании показатели качества носят необязательный характер; В задании отсутствуют финансовые показатели; Финансовые показатели присутствуют только в соглашении; Отсутствует связь подушевых нормативов и объемов, зафиксированных в соглашении; Основанием для уменьшения финансирования может явиться только уменьшение объемов услуги; Невыполнение показателей качества ( в том числе ФГОС) может явиться основанием уменьшения финансирования
Риски реализации новых финансово-экономических механизмов Риск1. Расширение платности в образовании Причина: перечень услуг ( отраслевой и ведомственный) Что делать: детализировать перечень услуг в соглашении «учреждение-учредитель»
Риск 2. Формализация взаимоотношений учреждение-учредитель(отказ от субсидиарной ответственности) Причина: отказ от финансирования учреждения и финансовое обеспечение услуги определенного объема и качества Что делать: включать в задание все виды основной деятельности учреждения ( по Уставу)
Риск 3. Уменьшение финансирования учреждения Причина: отказ от финансирования учреждения и финансовое обеспечение услуги через субсидию на оказание услуги Что делать: дополнять субсидию на услугу «субсидией на иные цели»
Вопросы практической реализации новых финансово-экономических механизмов Формализация взаимоотношений учредитель-учреждение может привести к расширению «платности»: -отсутствие должной детализации в отраслевом перечне услуг; -отсутствие законодательного закрепления бесплатности ( госгарантий) конкретных работ и услуг ( группы продленного дня, классы углубленного изучения и др.). Разные источники финансового обеспечения услуги( или ее части). Вопрос целевого использования полученных по межбюджетным перечислениям средств. Пример: дотации субъекта муниципалитету на « выполнение основных общеобразовательных программ».