ТЕМА УРОКА : ПРИМЕНЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ НА ПОСТРОЕНИЕ ЦЕЛЬ УРОКА: РАССМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ПОСТРОЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ПАРАЛЛЕЛЬНОГО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подобие фигур Преобразование плоскости, при котором расстояния между точками умножаются на одно и то же положительное число, называется подобием. Само.
Advertisements

Многоугольники Рассмотрим фигуру, составленную из отрезков AB, BC, CD, DE, EF, FA так, что смежные отрезки не лежат на одной прямой, а несмежные отрезки.
1. Устная работа 1) Как расположены относительно друг друга: а) две центрально-симметричные прямые? 2) Имеет ли центр симметрии: а) луч; б) две пересекающиеся.
Задачи на построение Основными чертежными инструментами, с помощью которых производятся геометрические построения, являются линейка и циркуль. С помощью.
Задачи на построение Основными чертежными инструментами, с помощью которых производятся геометрические построения, являются линейка и циркуль. С помощью.
Задачи на построение Основными чертежными инструментами, с помощью которых производятся геометрические построения, являются линейка и циркуль. С помощью.
Подобие фигур Преобразование плоскости, при котором расстояния между точками умножаются на одно и то же положительное число, называется подобием. Само.
Сборник задач по геометрии из открытого банка данных Разработан ученицей 8 «А» класса МБОУ СОШ 3 г. Канска Воробьевой Аленой.
7 класс Составитель: Широкова Ирина Леонидовна МОУ СОШ 2 г. Алапаевск Свердловская область 2009.
ВВЕДЕНИЕ. Каждый из нас знает, что такое паркет. Но мало кто задумывается о том, как составляется паркет. Этот вопрос мы решили обсудить в своей работе.
Геометрия 9 класс Многоугольники. Содержание Правильные многоугольники Параллелограмм Прямоугольник Ромб Трапеция Теоремы о площади четырехугольника.
ДвижениеДвижение 1)Каждой точке плоскости ставится в соответствие какая-то одна точка плоскости; 2)Каждая точка плоскости оказывается поставленной в соответствие.
Задачи на построение. Учитель: Иванова Татьяна Сергеевна.
§3. Параллелограмм. Средняя линия треугольника.. Задача 3 из диагностической работы.
Векторы Вектором называется направленный отрезок, т.е. отрезок, в котором указаны его начало и конец. Вектор с началом в точке А и концом в точке В обозначается.
Геометрия глава 2 Треугольники Геометрия глава 2 Треугольники Подготовил Пикуло Владислав ученик 9 класса СПб лицей 488 ( учитель Курышова Н.Е. )
Оглавление: Многоугольники Четырехугольник Свойства четырехугольника Свойство диагоналей выпуклого четырехугольника Характеристическое свойство фигуры.
«Самый умный» Интеллектуальная игра на тему: «Четырёхугольники»
Уроки геометрии в 7-м классе Тема уроков: «Задачи на построение» Учитель математики ГБОУ СОШ 1194 г. Москва Гаврилова Ирина Николаевна.
Четырехугольники. ПАРАЛЛЕЛОГРАММ О О В А О S = DC*AH H.
Транксрипт:

ТЕМА УРОКА : ПРИМЕНЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ НА ПОСТРОЕНИЕ ЦЕЛЬ УРОКА: РАССМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ПОСТРОЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ПЕРЕНОСА МЕТОДА СИММЕТРИИ ПРИМЕНИТЬ ЭТИ МЕТОДЫ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ НА ПРАКТИКЕ

Содержание урока Повторение опорных знаний Повторение опорных знаний Методы построения Практическая работа Практическая работа

ответьте на вопросы: 1. Что называется движением плоскости ? 2. Верно ли утверждение, что при движении любая фигура отображается на равную ей фигуру? 3. Какое отображение плоскости называется параллельным переносом? Является ли параллельный перенос движением? 4. Какое отображение плоскости называется центральной [осевой] симметрией? Является ли симметрия движением?

МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ НА ПОСТРОЕНИЕ. Метод параллельного переноса Метод симметрии

На применении такого вида движения, как параллельный перенос, основан приём для решения задач на построение, известный под названием метода параллельного перенесения. Сущность метода параллельного переноса поясним на примере решения следующей задачи. Задача. Построить четырёхугольник, зная все его стороны и отрезок, соединяющий середины противоположных сторон

Анализ. Предположим, что искомый четырёхугольник ABCD построен. EF – отрезок соединяющий середины противоположных сторон АВ и CD. 1.осуществим параллельный перенос сторон АD и BС, соответственно на вектор ВЕ и АD (при этом B E, C F). 2.Построим отрезки СС1и DD1. 4-х угольники АЕDD1 и ВСС1Е – параллелограммы (докажите). 3.FDD1=FCC1(докажите). С 4.ED1FC1-треугольник (докажите). Построить треугольник по двум В сторонам (Е D1 =АD, и ЕС1= ВС) и C1 медиане ЕF, проведенной к третьей стороне. F 5. Найдя Е D1C1, строим E D1 FDD1 и FCC1, а затем и весь четырёхугольник АВСD. А D

Метод симметрии Свойства осевой симметрии также могут быть использованы при решении задач на построение. Иногда искомый приём построения легко обнаруживается, если перегнём часть чертежа вокруг некоторой прямой так, чтобы эта часть заняла симметричное положение по другую сторону от этой прямой. Рассмотрим пример такой задачи. 3адача. На прямой АВ найти точку Х, чтобы сумма её расстояний о т данных точек М и N была наименьшая.

Анализ. 1. Если построим точку М 1, симметричную точке М, относительно прямой АВ. 2. МХ= М 1 Х., МХ 1 = М 1 Х 1,где Х, Х 1 точки на АВ 3. МХ+ХN = М 1 Х+ХN, МХ 1 +Х 1 N =М 1 Х 1 +Х 1 N 4.из этих сумм наименьшей будет та, при которой линия М 1 ХN прямая. Построение. Построить перпендикуляр ОМ из точки М к прямой АВ. На продолжении перпендикуляра за прямую АВ, отложить отрезок ОМ 1 =ОМ, Соединить отрезком точки М 1 и N. Точка Х пересечения отрезка М 1 N с прямой АВ – искомая А В М М1М1 N X X1X1 О

С п р а в о ч н и к ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ НА ПОСТРОЕНИЕ

ДВИЖЕНИЕ ПЛОСКОСТИ Движение ( перемещение ) плоскости – это отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояния

При движении отрезок отображается на отрезок Прямая отображается на прямую Луч отображается на луч Угол на равный ему угол При движении любая фигура отображается на равную ей фигуру

Параллельный перенос Пусть а – данный вектор. Параллельным переносом на вектор а называется отображение плоскости на себя, при котором каждая точка М отображается в такую точку М 1, что вектор М М 1 равен вектору а. Пример Параллельный перенос отрезка MN на вектор а. Параллельный перенос является движением М М1М1 N N1N1 a

Центральная симметрия Две точки А и А 1 называются симметричными относительно точки О, если О – середина отрезка АА 1. Фигура называется симметричной относительно точки О, если для каждой точки фигуры симметричная ей точка относительно точки О также принадлежит этой фигуре. Центральная симметрия плоскости является движением. А А1А1 А О

Осевая симметрия Две точки А и А 1 называются симметричными относительно прямой а, если эта прямая проходит через середину отрезка АА 1 и перпендикулярна к нему. Фигура называется симметричной относительно прямой а, если для каждой точки фигуры симметричная ей точка относительно прямой а также принадлежит этой фигуре. Осевая симметрия является движением А А1А1 а

Построение угла равного данному 1. Проведём окружность произвольного радиуса с центром в вершине А данного угла. Пусть С и В -точки пересечения этой окружности со сторонами данного угла. 2. Проведём окружность того же радиуса с центром в начале данного луча ОМ. Она пересекает луч в точке D. 3. Построим окружность с центром D, радиус которой равен ВС. Получим две точки пересечения с окружностью с центром О. 4. Проведём луч через точку О и одну из точек (Е)пересечения. ЕОD- искомый. О Е D В С А

Построение биссектрисы угла 1.Проведем окружность произвольного радиуса с центром в вершине А.Она пересечет стороны угла в точках В и С. 2.Затем проведем две окружности радиуса ВС с центрами в точках В и С. Они пересекутся в двух точках. Ту точку, которая лежит внутри угла обозначим Е. 3.Луч АЕ будет являться биссектрисой угла ВАС. А ВС Е

Деление отрезка на две равные части 1.Пусть АВ – данный отрезок. Построим две окружности с центрами А и В радиуса АВ. Они пересекаются в точках P и Q. 2. Проведем прямую PQ. Точка О пересечения этой прямой с отрезком АВ и есть искомая середина отрезка АВ. В Q A P О

Построение перпендикуляра к прямой 1. На лучах прямой a, отложим равные отрезки МА и МВ. 2. Построим две окружности с центрами А и В радиуса АВ. Они пересекаются в точках P и Q. 3. Проведем прямую МР она и будет являться перпендикуляром к прямой а. В Q A P M a

Через точку, не лежащую на данной прямой, проведите с помощью циркуля и линейки прямую, параллельную данной. 1.Пусть М - данная точка, расположенная вне данной прямой р. Возьмем на прямой р произвольные точки А и В. 2. Отложим от луча МА в полуплоскости, не содержащей точку В, угол АМN, равный углу МАВ. 3. По признаку параллельности прямых прямая МN параллельна данной прямой р, т.к. при пересечении этих двух прямых прямой АМ образуются равные внутренние накрест лежащие углы. М АВ N р

Построение треугольника по двум сторонам и углу между ними. 1. Отложим от произвольного луча угол, равный данному, 2. На сторонах угла отложим от вершины отрезки, равные данным сторонам.

Построение треугольника по трём сторонам Если сумма двух меньших отрезков больше третьего, то вершинами искомого треугольника являются точки пересечения окружностей с центрами в концах одного из отрезков и радиусами равными каждому из двух других отрезков. В этом случае задача имеет два решения (равные треугольники). АВС и АВС 1 А В С С1С1 а в с с в а

Метод параллельного перенесения Метод симметрии

ЗадачиЗадачи 1.1Постройте трапецию по основаниям и боковым сторонам. 1.2Постройте трапецию по основаниям и диагоналям 1.3 С помощью циркуля и линейки постройте четырехугольник по четырем углам и сторонам АВ =а и СD= b. 1.4 С помощью циркуля и линейки постройте отрезок, равный и параллельный данному, так, чтобы его концы лежали на двух данных окружностях. 1.5 С помощью циркуля и линейки постройте отрезок, равный и параллельный данному, так, чтобы его концы лежали на данной прямой и на данной окружности 1.6В каком месте следует построить мост MN через реку, разделяющую две данные деревни A и B, чтобы путь AMNB из деревни A в B деревню был кратчайшим (берега реки считаются параллельными прямыми, мост предполагается перпендикулярным к реке). 1.7 Постройте треугольник по двум сторонам и биссектрисе, проведенным из одной вершины

ЗадачиЗадачи 2.1С помощью циркуля и линейки постройте остроугольный треугольник по основаниям двух его высот и прямой, содержащей третью высоту. 2.2Точки M и N расположены по одну сторону от прямой. Как из точки M направить луч света, чтобы он, отразившись от прямой, попал в точку N ? 2.3Точки M и N расположены по разные стороны от прямой. Постройте на прямой такую точку K, чтобы разность отрезков MK и NK была наибольшей. 2.4 Внутри острого угла даны точки M и N. Как из точки M направить луч света, чтобы он, отразившись последовательно от сторон угла, попал в точку N? 2.5Внутри угла даны точки M и N. Постройте на сторонах угла точки K и L так, чтобы периметр четырехугольника MKLN был наименьшим. 2.6 Точки A и B лежат по разные стороны от прямой. С помощью циркуля и линейки постройте на этой прямой точку M так, чтобы прямая делила угол AMB пополам. 2.7 С помощью циркуля и линейки постройте биссектрису данного угла, вершина которого лежит вне чертежа.

1.1 У к а з а н и я 1.1Предположим, что трапеция ABCD построена ( AD и BC - основания, и AD> BC). Сместим АВ параллелельным переносом на вектор ВС так, что А К и В С ( K- точка на основании AD). Треугольник CKD можно построить по трем сторонам. А В С К D

1.2 У К А З А Н И Я Предположим, что трапеция ABCD построена, AD и BC- основания, AC и BD- диагонали. Проведем через вершину C прямую, параллельную диагонали BD, и обозначим точку пересечения этой прямой с продолжением AD через K. Поскольку DK= BC то треугольник AKC можно построить по трем сторонам А В С D K

1.3 У К А З А Н И Я Рассмотрим случай, когда в четырехугольнике нет параллельных сторон. Пусть пересекаются лучи BA и CD. Предположим, что нужный четырехугольник ABCD построен. Пусть B1- образ вершины B при параллельном переносе на вектор AD. Тогда DB1= AB. Поэтому в треугольнике DB1C известны две стороны DB1 и DCи угол между ними B1DC= ADC- ADB1= ADC – (180 – DAB Отсюда вытекает следующий способ построения. Строим треугольник DB1C. Затем в полуплоскости, содержащей точку B1, откладываем от лучей DCи CD углы CDX= D и DCY= C. Затем через точку B1 проводим прямую, параллельную прямой DX. Эта прямая пересекает прямую CY в искомой вершине B, а прямая, проходящая через точку B, параллельно DB1, пересекает прямую DX в искомой вершине A. А В С D В1В1 Х Y

1.4 У К А З А Н И Я Предположим, что нужный отрезок с концами на данных окружностях S и S1, параллельный и равный данному отрезку MN, построен. При параллельном переносе на вектор AB, равный вектору MN(NM), окружность S1 перейдет в равную ей окружность S, проходящую через точку B. Следовательно, точка B- одна из точек пересечения окружностей S и S2. способ построения. Строим образ S окружности S1 при параллельном переносе на вектор MN(NM).Каждая точка пересечения окружностей S и S2- конец искомого отрезка. Если ни в одном из случаев окружности S и S2 не пересекаются, то задача не имеет решений.

1.5 У К А З А Н И Я Предположим, что задача решена. Пусть AB- один из отрезков, равных и параллельных данному отрезку MN, причем точка A лежит на данной окружности S с центром O, а точка B- на данной прямой l. При параллельном переносе на вектор AB, равный вектору MN, точка A перейдет в точку B, а окружность S- в окружность S1 причем точка B- одна из точек пересечения окружности S1 с прямой l. способ построения. Пусть MN- данный отрезок. Построим образ S1 данной окружности S при параллельном переносе на вектор MN ( NM). Пусть B- одна из точек пересечения окружности S1с данной прямой l. Тогда прообраз A точки B при это параллельном переносе есть второй конец

1.6 У К А З А Н И Я Предположим, что некоторое положение моста найдено. При параллельном переносе на вектор MN получаем A A1, M N. Тогда AM + MN + NB = AA1 + A1N + NB AA1 + A1B (неравенство треугольника). Причем равенство достигается, если точки A1, N и B лежат на одной прямой, т.е. BN AM. способ построения. Отложим от точки A отрезок AA1, по величине равный ширине реки и перпендикулярный к ее направлению; соединим точку A1 с точкой В ;точка N А полученная при пересечении A1B с более близким к B берегом реки, определит положение моста. A A1A1 M N B

2.1 У К А З А Н И Я Предположим, что нужный треугольник АВС построен. Пусть В1и С1- данные основания его высот ВВ1и СС1, а высота АА1 лежит на данной прямой l. Тогда А1В1С1- ортоцентрический треугольник АВС. Следовательно, лучи А1А, В1В и С1С- биссектрисы углов А1В1С1. способ построения. Строим точку М, симметричную точке С 1 относительно данной прямой l. В 1 М l. Через точки А 1, В 1 и С 1 проводим прямые, соответственно перпендикулярные биссектрисам углов А 1, В 1 и С 1 А 1 В 1 С 1 В1В1 l С1С1 А1А1 м в с А

2. 2 У К А З А Н И Я Задача сводится к построению на прямой l такой точки K, чтобы прямые MK и NK составляли с прямой l равные углы (угол падения равен углу отражения). Пусть N1 - точка, симметричная точке N относительно прямой l, K- искомая точка. Тогда для любых точек P и Q прямой l, лежащих по разные стороны от точки K, MKP= N1KQ= NKQ. Способ построения Строим точку N 1, симметричную точке N относительно прямой l. N 1 М l=К. N N1N1 M КРQ l

2. 3 У К А З А Н И Я Пусть N1 - точка, симметричная точке N относительно прямой l. Предположим, что прямая MN1 пересекает прямую l в точке К. Докажем, что точка K- искомая. Пусть P- произвольная точка прямой l, отличная от K. Тогда MK - NK = MK – N1K = MN1 > MP – N1P= MP – NP Способ построения Построим точку N1, симметричную точке N относительно прямой l. MN 1 l = K Задача не имеет решений, если прямая MN параллельна прямой l. М К N P N1N1 l

2.4 У К А З А Н И Я Пусть луч отразился от одной стороны угла в точке К, а затем от другой - в точке L. Отразим точку M симметрично относительно первой стороны угла, а точку N- относительно второй, получив точки M1 и N1 соответственно. Тогда точки M1, K, L и N1 лежат на одной прямой. способ построения Построим точку N1, симметричную точке N относительно прямой OA. Построим точку M1, симметричную точке M относительно прямой OB. NN 1 OA = L MM 1 OB= K N N1N1 M M1M1 L K O A B