тема «Красота русского народного костюма» Урок изобразительного искусства в 6 классе
Цели и задачи: познакомить учащихся с особенностями русского костюма, с разнообразием и повсеместным распространением национального костюма как символа народа, страны; закрепить навыки создания художественного образа в декоративной композиции, владения графическими материалами; укреплять межпредметные связи. Оборудование: для учителя - методические таблицы, детские работы, компьютер, презентация «Русский народный костюм». Для учащихся: графические материалы, гуашь, тушь, акварельные Краски. Зрительный ряд: репродукции В,Васнецова «Аленушка»,»Три девицы подземного царства», Ф.Малявин «Вихрь», Ф.Левицкий «Портрет Агаши в русском костюме», А.Венецианов «Весна. На пашне», В.Суриков «Боярыня Морозова», «Сибирская красавица». Литературный ряд: фольклор, загадки.
Ход урока 1.Организация класса. 2.Беседа по теме урока. Учитель. Рассмотрите иллюстрации с изображением русского национального костюма. Русские красавицы в женских нарядах напоминают героинь русских народных сказок «Лебедушка, утушка-голубушка, красна-девица» - так ласково называли в народе прекрасных русских женщин, воспевая их в песнях и сказках. А доспехи русских воинов, свободная старинная мужская одежда подчеркивает их силу, мощь, доброту. Как символично описан костюм в народе: Заговор-заклятье Пойду ль я во чисто поле- Под красное солнце, Под светел месяц, Под полетные облака, Стану я во чисто поле На ровное место, Облаками облачуся, Небесами покроюся, На главу свою кладу Красное солнце, Подпояшусь светлыми зорями, Обтычуся частыми звездами, Что вострыми стрелами- От всякого злого недуга.
-Можете ли вы угадать, чем в реальности стали «красное солнце» на голове, «частые звезды», которыми «обтычуся», «облака и небеса, которыми облачуся»? -Вы, наверное, видели такие одежды, видели в музеях, в театральных представлениях, кинофильмах, на иллюстрациях в книгах. Особенно тщательно подбирали наряды, которые в старину делали вручную и передавали из поколения в поколение. Одежда была повседневной и праздничной, с незапамятных времен имела сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка и кружево. Вот почему на Руси по установившемуся издавна обычаю девочку с малых лет начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам творчества.
История русского костюма свидетельствует о том, что перемены в одежде, само движение моды почти не затронули простой народ. Русский крестьянин в конце века носил тоже, что во времена Древней Руси: шапку, штаны, рубаху. Женщины поверх длинной, ниже колен, рубашки надевали юбку. Из верхней одежды в ходу были накидки, а обувью, если она была, служили лапти или подошвы, державшиеся на ремнях. В холода ноги обертывали холстом. Одежды на Руси были свободные, длинные необычно красочные. Женские головные уборы: кокошники, кики, сороки. повойники самой невиданной причудливой формы. Очень любили на Руси душегрейки. Она напоминает маленький сарафанчик и надевали ее поверх сарафана. Это была праздничная одежда крестьянки, поэтому и шили душегрейку из дорогих тканей, вышивали узорами, украшали тесьмой. Из древней одежды известен зипун. Так называли узкий кафтан длиной до колен без воротника и с застежкой спереди, который носили люди с достатком. Зипунами называли так же полушубки, в которых ходил народ. В женском костюме времен Древней Руси в широком ходу была понева - юбка, состоящая из обернутого вокруг бедер куска ткани и завязанная поясом. В обычае и женщин и мужчин было носить всякие украшения – ожерелья, бусы, шейные бусы (гривны), серьги, браслеты. Сейчас, ребята, давайте посмотрим иллюстрации В.Васнецова «Аленушка», «Три царевны подземного царства», Ф.Левицкого «Портрет дочери Агаши в русском костюме», А.Венецианова «Весна. На пашне», В.Сурикова «Боярыня Морозова». (Идет беседа по произведениям). Звучат попури русских народных песен и наигрышей. Слова – «рубаха», «сарафан», «епанечка» (короткая клешеная кофточка без рукавов), «понева»- домотканая клетчатая юбка из шерсти. Просмотр презентации «Русский народный костюм».
Русские народные костюмы (мужские) Мужской костюм состоял из рубахи- косоворотки с невысокой стойкой или без нее и нешироких штанов из холста или крашенины. Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным шерстяным кушаком. Декоративное решение косоворотки вышивка по низу изделия, низу рукавов, горловине. Вышивка часто сочеталась со вставками из ткани другого цвета, расположение которых подчеркивало конструкцию рубахи (долевые швы переда и спинки, ластовицы, обшивка горловины, линия соединения рукава с проймой). Верхней одеждой служил зипун или кафтан из домотканого сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы, зимой овчинные нагольные шубы. Мужская обувь сапоги или лапти с онучами и оборами.
Русские народные костюмы (женскиие) Женский костюм в северных и южных областях различался отдельными деталями, расположением отделки. Главным же различием было преобладание в северном костюме сарафана, в южном поневы. Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, или занавеска, сарафан, понева, нагрудник, шушпан. Женская рубаха, как и мужская, была прямого покроя, с длинным рукавом. Белый холст рубахи украшали красным узором вышивки, расположенной на груди, оплечье, внизу рукавов и по низу изделия. Самые сложные, многофигурные композиции с крупным рисунком (фантастические женские фигуры, сказочные птицы, деревья), достигавшие в ширину 30 см, располагались по низу изделия. Для каждой части рубахи было свое традиционное орнаментальное решение. Русский народный крестьянский костюм
Практическая работа. Задание первого урока: выполнить эскиз русского народного костюма, желательно парный - мужской и женский. При рисовании можно использовать шаблоны - силуэты. Фигуры должны быть крупными, во весь лист, располагаться по центру листа, вертикальное положение. На этом уроке определяется цветовое решение костюма. (Показ работ учащихся) 4.Итог первого урока. Экспресс – просмотр завершенных работ. Уборка рабочих мест.