Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения Главным направлением в работе каждого учителя на ближайшие годы становится осмысление, освоение и внедрение в практику системно-деятельностного подхода
Деятельностно-компетентностная образовательная модель Характерные признаки: Учитель продумывает цели урока как результат ученика Учитель продумывает цели урока как результат ученика Учитель организует работу по мотивации учащихся Учитель организует работу по мотивации учащихся Ученик сам ставит цель урока как собственную учебную задачу Ученик сам ставит цель урока как собственную учебную задачу Ученик сам проектирует средства достижения поставленных целей Ученик сам проектирует средства достижения поставленных целей Ученик сам оценивает результат и корректирует действия Ученик сам оценивает результат и корректирует действия
Процесс усвоения учащимися знаний на уроке Контроль, самоконтроль Контроль, самоконтроль Обобщение и систематизация Обобщение и систематизация Применение Применение Запоминание Запоминание Осмысление Осмысление Восприятие Восприятие Мотивация Мотивация
Положительная мотивация Позитивного эмоционального фона Позитивного эмоционального фона Актуализации опорных знаний Актуализации опорных знаний Постановки проблемы Постановки проблемы Создания на уроке «точки удивления» Создания на уроке «точки удивления» Искусственного создания затруднений, которые хочется преодолеть Искусственного создания затруднений, которые хочется преодолеть Вовлечение учащихся в постановку целей урока через организацию методической цепочки Вовлечение учащихся в постановку целей урока через организацию методической цепочки
Алгоритм урока открытия новых знаний в рамках СДП
Подготовительный этап Шаг 1-мотивирование: актуализация опорных знаний и фиксирование затруднения в пробном действии. Шаг 1-мотивирование: актуализация опорных знаний и фиксирование затруднения в пробном действии. Шаг 2- рефлексия изменившихся условий: понимание места и причины затруднения, определение границы между знанием и незнанием. Шаг 2- рефлексия изменившихся условий: понимание места и причины затруднения, определение границы между знанием и незнанием. Шаг3- постановка учащимися цели урока как собственной учебной задачи Шаг3- постановка учащимися цели урока как собственной учебной задачи
Основной этап –открытие новых знаний Шаг 4 - разработка проекта выхода из затруднения (цель, способ, алгоритм, план, средство…). Шаг 4 - разработка проекта выхода из затруднения (цель, способ, алгоритм, план, средство…). Шаг 5 - реализация готового проекта- открытие новых знаний Шаг 5 - реализация готового проекта- открытие новых знаний Шаг 6 - первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Шаг 6 - первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Заключительный этап – применение и рефлексия Шаг 7 – самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Шаг 8 – включение в систему знаний и повторение. Шаг 9 – рефлексия учебной деятельности на уроке, включающая в себя экспресс- диагностику учителя и самоанализ учащихся.
Структурная схема анализа современного урока 1. Цели учителя 1. Цели учителя 2. Мотивирование- цели ученика 2. Мотивирование- цели ученика 3. Формы организации познавательной деятельности учащихся 3. Формы организации познавательной деятельности учащихся 4. Содержание учебного материала 4. Содержание учебного материала 5. Методы обучения 5. Методы обучения 6. Реальный результат (рефлексия) 6. Реальный результат (рефлексия)
Изменения в деятельности педагога, работающего по ФГОС Подготовка к уроку Подготовка к уроку Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег.
Основные этапы урока Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) Главная цель учителя на уроке- организовать деятельность детей: - по поиску и обработке информации, - обобщению способов действий, - постановке учебной задачи Формулирование заданий (определение деятельности) Формулировки: проанализируйте, докажите, сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите, исследуйте и т.д.
Форма урока групповая (индивидуальная) групповая (индивидуальная) Образовательная среда Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации)
Результаты обучения - предметные, личностные, метапредметные - создание портфолио - ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки - учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения