Некоторые результаты оценки уровня обученности школьников в Томской области Илюхин Борис Валентинович Центр оценки качества образования ТОИПКРО
Необходимые элементы Качественные измерительные материалы Технология сбора, обработки и хранения данных Механизмы обеспечения достоверности (доверия к результатам) Методики анализа полученной информации
Технология сбора, обработки и хранения данных Риски: – отсутствие генеральной линии; – боязнь коллектива образовательного учреждения независимой внешней оценки; – проблемы обеспечения корректности процедуры проведения оценочных мероприятий;
Механизмы обеспечения достоверности ЕГЭ ГИА-9 в новой форме Региональный мониторинг Внутришкольный мониторинг Внешний независимый контроль Вопрос использования результатов???
Результаты ЕГЭ иГИА в Томской области рус 11рус 9 мат 11мат 9 Муниципалитет % "2" %"3"% "4"% "5" % "2" %"3"% "4"% "5" А0,05,439,243,212,21,318,737,329,314,7 Б2,511,745,729,313,27,45,723,057,413,9 В0,09,239,237,514,25,724,243,322,510,0 Г0,914,732,043,310,08,817,336,734,012,0 город А2,44,939,043,912,222,031,743,917,17,3 город С0,23,627,747,021,71,68,234,231,925,7 город Д3,94,036,243,416,44,42,033,644,919,4 город B1,27,731,939,820,65,213,938,225,322,6 Д2,56,435,541,816,31,22,117,162,118,6 ТОМ 11,511,442,526,919,22,613,547,223,815,5 Е4,47,137,940,814,24,47,745,630,216,6 город О2,44,839,337,318,82,03,841,939,814,5 Ж1,27,339,438,514,74,818,044,130,67,2 З0,810,045,833,310,83,413,638,128,819,5 ТОМ 21,32,727,336,433,611,420,232,122,924,8 И2,97,043,935,713,51,012,629,349,48,6 К0,011,650,030,28,10,029,942,519,58,0 Л0,31,629,646,122,75,50,832,942,423,9 М0,023,142,528,46,00,08,245,533,612,7 Н0,021,943,825,88,64,721,935,237,55,5 Итого1,47,434,439,518,74,511,436,831,919,9
Результаты мероприятий
–Анализ результатов выполнения заданий 2 части контрольно- измерительной работы позволяет говорить о неплохом освоении таких тем школьного курса русского языка, как «Коммуникативная компетенция» - типы речи (27,39%); «Лексика и фразеология» - лексическое значение слова (26,75%); синонимы и антонимы (64,97%); «Синтаксис» - грамматическая основа предложения (49,04%), однородные члены предложения (33,12%). –Как видно из данных, приведенных в таблице, сложности учащихся возникли при выполнении заданий 2 части (задания 17, 21, 22), то есть учащиеся 5-х классов испытывают затруднения в определении абзацного членения теста (справились только 15,92%), в определении частеречной принадлежности слова (17,2% справившихся), в определении количества словосочетаний в предложении (25,48%). Эти данные – тревожный симптом, так как именно эти умения необходимы для решения уже более сложных задания по морфологии и синтаксису в основной школе. А правильное определение абзацного членения – это залог успеха при комплексном анализе текста. Обработка и анализ
–Анализ результатов выполнения контрольно-измерительной работы по русскому языку в 5 классах ОУ ___________________ района позволяет дать некоторые рекомендации по совершенствованию преподавания русского языка в школе: –1) уделять больше внимания текстам, отрабатывая навыки рационального чтения, формируя общеучебные умения, повышать уровень грамотности учащихся; –2) орфографическая работа на уроках русского языка не должна проводиться в отрыве от лексической, морфемной и словообразовательной работы; –3) необходимо совершенствовать навыки решения тестовых заданий как с выбором правильного ответа, так и с кратким ответом при выполнении заданий повышенного уровня сложности; –4) необходимо совместно с учащимися составлять особые алгоритмы решения тестовых заданий, учитывая уровень учащихся класса; –5) проводить комплексную работу с текстом, решая проблемы по формированию орфографической, пунктуационной грамотности в соединении с анализом текста; –6) Каждому учителю русского языка и литературы важно провести анализ выполнения контрольно-измерительной работы в классе, выявить уровень освоения знаний учащихся по всем разделам русского языка, спланировать корректирующий курс для устранения ошибок при выполнении проблемных заданий; –7) использовать в практике преподавания русского языка большой комплекс учебно-методической литературы. Обработка и анализ
–Анализ результатов выполнения контрольно-измерительной работы по русскому языку в 5 классах ОУ ___________________ района позволяет дать некоторые рекомендации по совершенствованию преподавания русского языка в школе: –1) уделять больше внимания текстам, отрабатывая навыки рационального чтения, формируя общеучебные умения, повышать уровень грамотности учащихся; –2) орфографическая работа на уроках русского языка не должна проводиться в отрыве от лексической, морфемной и словообразовательной работы; –3) необходимо совершенствовать навыки решения тестовых заданий как с выбором правильного ответа, так и с кратким ответом при выполнении заданий повышенного уровня сложности; –4) необходимо совместно с учащимися составлять особые алгоритмы решения тестовых заданий, учитывая уровень учащихся класса; –5) проводить комплексную работу с текстом, решая проблемы по формированию орфографической, пунктуационной грамотности в соединении с анализом текста; –6) Каждому учителю русского языка и литературы важно провести анализ выполнения контрольно-измерительной работы в классе, выявить уровень освоения знаний учащихся по всем разделам русского языка, спланировать корректирующий курс для устранения ошибок при выполнении проблемных заданий; –7) использовать в практике преподавания русского языка большой комплекс учебно-методической литературы. Обработка и анализ
–Анализ результатов тестирования по математике, проведенного в районе позволяет выявить некоторые общие проблемы. По всем содержательным блокам выявились недостатки в подготовке учащихся. Многие школьники продемонстрировали невладение отдельных школьников важнейшими элементарными знаниями и умениями, являющимися опорными для дальнейшего изучения курса математики и смежных дисциплин. Это, прежде всего, действия с натуральными числами, перевод единиц измерения величин (5 кл), элементарные действия с целыми выражениями и алгебраическими дробями (8 кл.), нахождение наибольшего и наименьшего значения функций, заданных аналитически, знание табличных значений тригонометрических функций основных углов (10 кл.), решение геометрических задач. –При выполнении работы выявлены затруднения в заданиях, требующих применения известных алгоритмов: преобразование выражений (5 кл.), приведение дроби к общему знаменателю (8 кл.), решение неравенств методом интервалов, использование формул приведения (10 кл.). Важнейшим условием успешности выполнения заданий такого типа является отработка навыка действия по алгоритму и привычки к самоконтролю. –На основе анализа регионального тестирования учителю полезно выявить уровень усвоения знаний учащихся по всем разделам, спланировать дальнейшую работу с «западающими» темами с целью устранения пробелов в знаниях отдельных категорий учащихся и продвижению более успешных школьников. –Полезно учить школьников использовать наличный запас, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения» для получения ответа наиболее простым и быстрым способом, требовать от учащихся шагов по выполнению самоконтроля полученных результатов. –Необходимо искать оптимальные подходы к организации работы школьников. Подробный и аккуратный разбор отдельных заданий полезно сочетать с обозначением алгоритма решения, варьированием стандартных условий задачи, рассмотрением разных подходов к решению одной задачи. Обработка и анализ
Мы работаем для Вас! Результаты внедрения
Илюхин Борис Валентинович Центр мониторинга и оценки качества образования ТОИПКРО, тел. (3822) ; факс (3822) Спасибо за внимание!