Основы алгоритмизации Алгоритмы. Типы алгоритмов. Алгоритмы. Типы алгоритмов. Блок-схемы. Вопросы и задания. Вопросы и задания.
Алгоритм - это конечная - это конечная последовательность команд последовательность команд исполнителю, приводящих от исходных данных к искомому результату. исполнителю, приводящих от исходных данных к искомому результату.
Схема функционирования исполнителя алгоритмов: Данные Исполнитель СКИ Алгоритм 1-я команда 2-я команда ……………… N-я команда Результаты
Исполнитель -объект, для управления которым составляется алгоритм. Работа исполнителя состоит в последовательном выполнении команд алгоритма (СКИ). Примеры исполнителей: человек, живое существо или автоматическое устройство, которое способно к восприятию и исполнению команд.
Каждый алгоритм предназначен для определенного исполнителя.
СКИ (система команд исполнителя) - Это конечное множество команд, которые понимает исполнитель, т.е. умеет их выполнять. Алгоритм может включать в себя только команды, входящие в СКИ.
Компьютер – исполнитель алгоритма. Всякий алгоритм (программа) составляется для конкретного исполнителя, в рамках его системы команд. Программа на языке Паскаль Система программирования на Паскале Компьютер
Процесс программирования: Составление алгоритма Составление алгоритма решения задач решения задач Составление программы на языке программирования Составление программы на языке программирования Отладка и тестирование программы Отладка и тестирование программы
Свойства величин Компьютер работает с информацией. Информация, обрабатываемая компьютерной программой называется данными. Величина – это отдельный информационный объект, отдельная единица данных. Команды в компьютерной программе определяют действия, выполняемые над величинами.
По отношению к программе данные подразделяются: Исходные данные Исходные данные Результат (окончательные данные) Результат (окончательные данные) Промежуточные (которые получаются в процессе вычислений. Промежуточные (которые получаются в процессе вычислений. Исходные данные ПРОГРАММА (промежуточные данные) Результаты
Задание 1 Определить, исходные, промежуточные данные и результат при решении квадратного уравнения: Определить, исходные, промежуточные данные и результат при решении квадратного уравнения: ax 2 +bx+c=0 Ответ записать в тетрадь.
Свойства величин У всякой величины имеются три основных свойства: имя имя значение значение тип тип Всякая величина определяется адресом ячейки в памяти, в которой она хранится, а ее значение - двоичный код в этой ячейке.
Величины Константа - неизменная величина, представляется в алгоритме собственным значением. Например: 15, 34.7, k, true и др. Переменные величины могут изменять свои значения в ходе выполнения программы и представляются символическими именами – идентификаторами, например: X, S2, cod15 и др. КОНСТАНТЫПЕРЕМЕННЫЕ
Типы данных (типы величин) Целый Целый Вещественный Вещественный Логический Логический Символьный Символьный
ТипЗначениеОперации Внутреннее представление Целые положительные и отрицательные числа в некотором диапазоне. Примеры: 23, -12, 387 Арифметические операции с целыми числами: +, –, *, целочисленное деление и получение остатка от деления; операции отношения (, = и др.) Формат с фиксированной точкой Любые (целые и дробные) числа в некотором диапазоне. Примеры: -0,01; 45,0; 3,6*10 9 Арифметические операции: +-*/ операции отношения Формат с плавающей точкой Целый Вещественный
ТипЗначениеОперации Внутреннее представление True (истина); False (ложь) Логические операции: И (and), ИЛИ (or), НЕ (not); Операции отношения. 1 бит: 1 – true; 0 – false Любые символы компьютерного алфавита. Примеры: a, 5, +, $ Операции отношения Коды таблицы символьной кодировки. 1 символ – один байт. Логический Символьный
Классификация данных по структуре Одна величина – одно значение. Одна величина – множество значений. Примеры: Массивы, строки, множества и др. Данные ПРОСТЫЕ (скалярные) СТРУКТУРИРОВАННЫЕ
Действия над величинами Операция ВыражениеКоманда присваивания ввода вывода цикла ветвления СКИСКИ
Действия над величинами Операция – простейшее законченное действие над данными. Выражение – запись в алгоритме (программе), определяющая последовательность операций для вычисления некоторой величины. Команда – входящее в запись алгоритма типовое предписание исполнителю выполнить некоторое действие. Команды присваивания, ввода, вывода являются простыми командами; команды цикла и ветвления – основными, или структурными командами.
В алгоритме команды записаны одна за другой в определенном порядке. Исполняются они не обязательно в том же порядке. В зависимости от того, каков порядок исполнения команд, можно выделить три типа алгоритмов: линейные алгоритмы линейные алгоритмы разветвляющиесяалгоритмы разветвляющиеся алгоритмы с повторением алгоритмы с повторением
линейным Алгоритм решения задачи называется линейным, если исполнитель все команды алгоритма исполняет одну за другой в порядке их записи. 1. Взять ручку. 2. Снять колпачок. 3. Нарисовать стрелку.
разветвляющимся Алгоритм называется разветвляющимся, если после проверки условия в разных ситуациях исполняется один из двух разных наборов команд. условия Идёт направо? данет Песнь заводит Сказку говорит
Алгоритмами с повторениями Алгоритмами с повторениями называют алгоритмы которые содержат команду повторения.повторения 1. Пока фигура не закрашена, повторять: 2. Поместить прямоугольник в фигуру.
Условие Условие понимается как вопрос на который исполнитель даёт один из двух ответов «да» или «нет». Повторение Повторение - это набор команд, которые исполняются до тех пор, пока выполняется некоторое условие.
Блок – схемы
Линейные алгоритмы
Разветвляющиеся алгоритмы
Алгоритмы с повторением
1. Что такое алгоритм? 2. Перечислить типы алгоритмов. Привести примеры. 3. Что такое «условие»? 4. Составить алгоритм действия лифта. 5. Определить к какому типу принадлежит данный алгоритм 6. Нарисовать блок-схему составленного алгоритма. 7. Что такое «СКИ» ? 8.Какие данные бывают? 9. Для чего нужна блок – схема? 10. Назовите основные шаги при программировании.