Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе Московский центр качества образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе 1-й этап ( уч.г.)
Advertisements

Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе Московский центр качества образования.
Результаты исследования готовности первоклассни ков к обучению в школе. ГБОУ СОШ 1073 Психолог Фридман Л.В.
Семинар по организации и проведению исследования готовности первоклассников Ямало-Ненецкого автономного округа к обучению в школе (10-11 сентября 2012.
МБОУ СОШ 152. Показатели готовности к обучению в начальной школе психофизиологическая и интеллектуальная зрелость; сформированность предпосылок овладения.
Сопровождение введения ФГОС ГОУ ЦО учебный год Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе.
Психологическое сопровождение введения ФГОС. Результаты исследования готовности первоклассников к обучению в школе.
Определение уровня готовности первоклассников к школе. Итоги первого этапа адаптационного периода Выступает: педагог-психолог, учитель 1-го класса Васьковская.
Сопровождение введения ФГОС НОО: готовность первоклассников к обучению и мониторинг достижения планируемых результатов Ладыгина С.А., начальник отдела.
«Результаты мониторинга образовательных достижений первоклассников в конце учебного года» Родительское собрание «Результаты мониторинга образовательных.
{ Создание условий для совершенствования профессиональной компетенции педагогов дошкольного и начального общего образования как фактор, влияющий на качество.
Диагностика готовности к обучению в школе, как условие успешной адаптации первоклассников ГБОУ Школа 814 СП учебный год.
Региональный и школьный уровень. Входная диагностика 1 класс Оценка готовности 1-классников к школе.
Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.
Опыт участия Томской области в мониторинговых исследованиях Сербина Наталья Павловна, с.н.с. ЦОКО ТОИПКРО.
Сопровождение введения ФГОС Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе.
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 4500 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
Оценка готовности ребенка при поступлении в школу.
Курсы повышения квалификации (общие показатели в %)
Первичная диагностика принятия школьного статуса первоклассниками Педагог – психолог МОУ СОШ 31 Аркадьева Ирина Валерьевна учебный год.
Транксрипт:

Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе Московский центр качества образования

1-ый этап диагностики Основная цель диагностики: получить начальную информацию о готовности первоклассников к обучению в школе, получить начальную информацию о готовности первоклассников к обучению в школе, а также о факторах связанных с учащимися, учебным процессов, семьями учащихся, которые могут позволить сформировать систему оценки готовности первоклассников к обучению в школе, а также о факторах связанных с учащимися, учебным процессов, семьями учащихся, которые могут позволить сформировать систему оценки готовности первоклассников к обучению в школе, разработать рекомендации по определению индивидуальных траекторий обучения учащихся и оказанию необходимой помощи учащимся, их родителям и учителям. разработать рекомендации по определению индивидуальных траекторий обучения учащихся и оказанию необходимой помощи учащимся, их родителям и учителям.

Составители Общее руководство: Г.С. Ковалева, к.п.н. Методика выявления готовности к школе: А.Л. Венгер, д.псих.н. Общие подходы, методика оценки отношений к школе, анкета для учителя, анкета для родителей и карта первоклассника: И.В. Ермакова, к.псих.н., О.В. Даниленко Консультанты и эксперты: К.А. Краснянская, к.п.н., О.А. Рыдзе, к.п.н., М.И. Кузнецова, к.п.н., А.О. Татур, к.ф-м.н.

При проведении диагностики было обследовано При проведении диагностики было обследовано первоклассников из 872 классов 342 школ Москвы Из 342 школ 187 ОУ согласно приказу 1187 от г. стали пилотными школами по внедрению стандартов второго поколения Задания по 4 методикам, выполненные первоклассниками, были проверены и оценены Задания по 4 методикам, выполненные первоклассниками, были проверены и оценены Для каждого ребенка была заполнена карта первоклассника Для каждого ребенка была заполнена карта первоклассника родителя и 872 учителя ответили на вопросы анкет родителя и 872 учителя ответили на вопросы анкет

показатели готовности первоклассников к обучению в школе; показатели готовности первоклассников к обучению в школе; контекстные показатели, связанные с учащимися, учебным процессом, семьями учащихся. контекстные показатели, связанные с учащимися, учебным процессом, семьями учащихся. Все рассматриваемые в работе показатели были разделены на два блока:

Количество образовательных учреждений, участвовавших в диагностике готовности первоклассников к обучению в школе в 2010 г. Округ ОУ Пилотные ОУ по внедрению стандартов второго поколения Всего 1 ЦАО САО018 3 СВАО ВАО ЮВАО ЮАО ЮЗАО ЗАО014 9 СЗАО Зел.077 Всего

Информация об участниках диагностики готовности первоклассников к школьному обучению ОУ Число школ классов учащихся учителейродителей 1 Пилотные ОУ по внедрению стандартов второго поколения Остальные ОУ Всего

Показатели готовности первоклассников к обучению в школе : Первая группа показателей- рассмотрение общего развития ребенка (определение психофизиологической и интеллектуальной зрелости, сформированности предпосылок овладения грамотой и математикой, наличие у ребенка учебных навыков, полученных до школы) Вторая группа показателей - внутриличностные особенности ребенка (позволяет выделить базовые отношения ребенка к самому себе, ситуации школьного общения, взаимодействию со сверстниками и взрослыми) Дополнительно использовались показатели, характеризующие адаптационные ресурсы ребенка: здоровье первоклассника, здоровье первоклассника, семья как ресурс школьной успешности ребенка, семья как ресурс школьной успешности ребенка, цена адаптации. цена адаптации.

Результаты обследования представлены в графической форме и составляют так называемый Профиль Профиль готовности первоклассника к обучению в школе (родители, учителя, психологи) Профиль готовности первоклассника к обучению в школе (родители, учителя, психологи) Профиль готовности класса (учителя, психологи, администрация) Профиль готовности класса (учителя, психологи, администрация)

Профиль учащегося

Показатели Познавательная сфера Семья как ресурс адаптации первоклассника 1 Тест Рисунок человека 13 Подготовка к школе в семье 2 Тест Графический диктант 14 Установки родителей по отношению к школьному обучению 3 Тест Образец и правило 4 Тест Первая буква 15 Условия ребенка для обучения 5 Общая успешность в 4-х тестах 16 Помощь ребенку в обучении 6 Навыки чтения, письма, счета 17 Цена адаптации ребенка к школе Индивидуально-личностные особенности ребенка 18 Индивидуальные особенности здоровья 19 Интегральная оценка адаптационного потенциала ребенка 7Мотивация 8 Усвоение норм поведения в школе 20 Уровень готовности ребенка к школе глазами учителя 9 Успешность функционирования в роли ученика 21 Уровень готовности ребенка к школе глазами родителя 10 Взаимодействие со сверстниками 22 Возрастное соответствие массы тела и роста 11 Эмоциональная стабильность (нетревожность) 23 Физкультурная группа 12 Эмоциональное благополучие 24 Группа здоровья

Измерение показателей Показатели с 1 по 19 измерены в Т-баллах Показатели с 1 по 19 измерены в Т-баллах Показатели с 20 по 24 в номинальных и порядковых шкалах (экспертная оценка уровня готовности ребенка к школе, возрастное соответствие массы тела и роста, физкультурная группа и группа здоровья) Показатели с 20 по 24 в номинальных и порядковых шкалах (экспертная оценка уровня готовности ребенка к школе, возрастное соответствие массы тела и роста, физкультурная группа и группа здоровья)

Обозначения показателей Все показатели нанесены на один график. Все показатели нанесены на один график. На графике для показателей, измеренных в Т-баллах, дополнительно к результатам ученика приведены аналогичные данные, соответствующие средним значениям этих показателей по классу. На графике для показателей, измеренных в Т-баллах, дополнительно к результатам ученика приведены аналогичные данные, соответствующие средним значениям этих показателей по классу. Точки средних значений показателей по классу черного цвета, а точки средних значений показателей по ученику - белого. Точки средних значений показателей по классу черного цвета, а точки средних значений показателей по ученику - белого.

Обозначение стандартных отклонений На графике использована 100-балльная На графике использована 100-балльная шкала со средним значением 50 - выделено жирной линией одно стандартное отклонение – 10 (мелкий пунктир напротив значений 40 и 60), одно стандартное отклонение – 10 (мелкий пунктир напротив значений 40 и 60), два стандартных отклонения – 20 ( мелкий пунктир напротив значений 30 и 70). два стандартных отклонения – 20 ( мелкий пунктир напротив значений 30 и 70).

«Статистическая норма» Если значение показателя находится в пределах основной зоны (в пределах 1-го стандартного отклонения), то можно сказать, что значение показателя находится в пределах средних значений для большинства учащихся класса (68%) и условно может считаться «статистической нормой» Если значение показателя находится в пределах основной зоны (в пределах 1-го стандартного отклонения), то можно сказать, что значение показателя находится в пределах средних значений для большинства учащихся класса (68%) и условно может считаться «статистической нормой» Если значение показателя находится Если значение показателя находится во 2-й зоне – это означает, что наблюдаются некоторые отклонения от среднего значения по классу, а, значит, данный ребенок по этому показателю отличается от большинства своих одноклассников. Это отличие может быть как в сторону превышения уровня среднего, так и в сторону снижения.

Обозначение показателей с 20 по 24 Оставшиеся показатели представляются (слева – направо) каждый в своей шкале: 3-х балльной уровень готовности к школе (низкий, средний, высокий); уровень готовности к школе (низкий, средний, высокий); возрастное соответствие массы тела и роста (ниже нормы, норма, выше номы); возрастное соответствие массы тела и роста (ниже нормы, норма, выше номы); физкультурная группа – освобожден, вспомогательная, основная; 4-х балльной группа здоровья (группа здоровья 1, группа здоровья 2, группа здоровья 3, группа здоровья 4). группа здоровья (группа здоровья 1, группа здоровья 2, группа здоровья 3, группа здоровья 4). Далее на графике результаты по этим показателям представляются в виде одного столбика, разделенного на 3 или 4 части в соответствии с полученными процентами выраженности градаций признака в классе.

Профиль класса

Как предполагалось использовать результаты, полученные в ходе исследования учителями для определения общего уровня развития учащихся; для построения взаимодействия с каждым ребенком, минимизирующем имеющиеся риски и усиливающем индивидуальные ресурсы первоклассников; родителями для оказания поддержки своим детям в обучении в школе; психологами для проведения при необходимости детальных индивидуальных обследований ребенка и определения рекомендаций учителю или разработки программы коррекционной работы с учеником; администрацией школы, представителями органов управления образованием разного уровня, специалистов, занимающихся проблемами оценки качества образования.

Что дают результаты диагностики участникам образовательного процесса?

Психологу и классному руководителю Возможность организовать работу с классом в целом не интуитивно, а на основе данных исследования; Возможность организовать целенаправленную индивидуальную работу как по обучению так и по развитию и воспитанию учащихся; Возможность оперативно скорректировать планы и программы; Спланировать работу с родителями.

Родителям Возможность взглянуть на ребенка «со стороны»; Скорректировать свое воспитательное воздействие на ребенка; Занять активную позицию в построении индивидуальной траектории развития ребенка.

Администрации Получить информацию: об объективности требований, предъявляемых ребенку; об исходных уровнях готовности учащихся разных классов; для принятия решений по дальнейшей организации учебного процесса.

Что дает диагностика специалистам ОМЦ и Управлений образования Получить информацию об уровне готовности первоклассников к обучению в целом по округу и в каждой школе в отдельности; Оценить состояние прохождения адаптации в школах округа на фоне города; Своевременно оказать методическую помощь тем ОУ, в которых по данным диагностики выявлены группы риска; Сравнить уровни готовности первоклассников по группам школам (статус классов, УМК, эксперименты).

Первоклассник 2010 По результатам диагностики первоклассников в сентябре 2010 г.

Возраст поступления в школу Родители: Ребенок пошел в школу в возрасте ОУ Пилотные ОУ по внедрению стандартов второго поколения Всего 2010 Всего 2009 До 6 лет0,61% 0,5% От 6 до 6,5 лет6,46%5,31%5,75%6,0% От 6,5 до 7 лет40,29%40,23%40,25%41,6% От 7 до 8 лет50,91%52,78%52,06%50,9% Старше 8 лет0,34%0,26%0,29%0,2% Всего

Уровень общей готовности первоклассников к обучению в школе Уровень Оценка учителя Низкий 15% 14% Средний 58% 55%55% Высокий 21% 23%

Из всех обследованных первоклассников в сентябре 2010 года (по мнению учителей) 65 % хорошо готовы к изучению чтения 65 % хорошо готовы к изучению чтения 52 % хорошо готовы к изучению письма 52 % хорошо готовы к изучению письма 76% хорошо готовы к изучению математики 76% хорошо готовы к изучению математики

Расхождения в оценках учителей и родителей обследуемых первоклассников При оценке общей готовности к обучению в школе наблюдается завышение оценок родителей слабо подготовленных детей (до 13%). При оценке общей готовности к обучению в школе наблюдается завышение оценок родителей слабо подготовленных детей (до 13%). В оценке хорошо готовых детей учителя и родители почти не имеют расхождений. В оценке хорошо готовых детей учителя и родители почти не имеют расхождений.

Индивидуально- личностные особенности первоклассников

Особенности поведения первоклассников Интегральный показатель «Успешность функционирования в роли ученика» демонстрирует: насколько успешно первоклассник осваивает роль ученика; насколько успешно первоклассник осваивает роль ученика; справляется с учебной нагрузкой, справляется с учебной нагрузкой, адекватно реагирует на различные факторы школьной среды, адекватно реагирует на различные факторы школьной среды, управляет собственным поведением, управляет собственным поведением, способен к самоорганизации учебной деятельности. способен к самоорганизации учебной деятельности.

Особого внимания и поддержки требуют дети, которые отличаются большой тревожностью Особого внимания и поддержки требуют дети, которые отличаются большой тревожностью Повышение тревожности – нормальная реакция, которая обеспечивает готовность к внезапным изменениям, дает возможность чутко реагировать на ситуацию и поведение других людей. Повышение тревожности – нормальная реакция, которая обеспечивает готовность к внезапным изменениям, дает возможность чутко реагировать на ситуацию и поведение других людей. Однако, избыточная тревожность приводит к постоянному беспокойству, которое утомляет ребенка, мешает эффективно работать в классе, строить отношения с другими детьми и взрослыми. Однако, избыточная тревожность приводит к постоянному беспокойству, которое утомляет ребенка, мешает эффективно работать в классе, строить отношения с другими детьми и взрослыми.

Состояние здоровья первоклассников Группа здоровья Группа 126%23,3% Группа 264,1%67,0% Группа 37,7%7,9% Группа 40,4%0,2%

Состояние здоровья первоклассников Диагнозы невропатолога 8,20%5,4% Диагнозы других врачей 65,66%70,8% Травмы и операции 4,03%3,5% Жалуется на здоровье (болит голова, живот) 4,24%9,6% Речь с заиканием и нарушением произношения 22,79%19,4%

Семья как ресурс школьной успешности ребенка

Распределение обследуемых первоклассников по физкультурным группам Физкультурная группа Основная82,4%82,8% Вспомогательная15%13,8% Освобождены1%1,5%

Подготовка к школе Более половины (52,52%) обследуемых в 2010 году детей проходили подготовку к школе в детском саду. Около 39,17% детей проходили подготовку на специальных занятиях. Занятия с логопедом перед школой посещали 23,38% детей. Для подготовки небольшого числа детей (7,51%) родители приглашали репетиторов. Самостоятельно занимались со своими детьми около трети родителей (32,57%).

Подготовка к школе в семье (родители часто занимались с детьми) Читали ему книги – 74,09% (74%) Читали ему книги – 74,09% (74%) Рассказывали ему истории – 55,7% (55,6%) Рассказывали ему истории – 55,7% (55,6%) Учили его, Учили его, используя компьютер – 30,65% (30,7%) используя компьютер – 30,65% (30,7%) Играли в слова – 49,58% (49,4%) Играли в слова – 49,58% (49,4%) Читали надписи на этикетках Читали надписи на этикетках и вывесках – 65,12% (66,4%) и вывесках – 65,12% (66,4%) Играли в развивающие игры – 62,73% (62,7%) Играли в развивающие игры – 62,73% (62,7%) Занимались с ним физической подготовкой – 45,17% (46,2%) Занимались с ним физической подготовкой – 45,17% (46,2%)

Пели ему песни - 33,05% (33,2%) Пели ему песни - 33,05% (33,2%) Играли с ним в игрушки со счетом (например, в палочки) – 47,89% (49,2%) Играли с ним в игрушки со счетом (например, в палочки) – 47,89% (49,2%) Смотрели учебные телепередачи, фильмы - 40,92% (36,1 %) Смотрели учебные телепередачи, фильмы - 40,92% (36,1 %) Рисовали – 77,12% (76,9 %) Рисовали – 77,12% (76,9 %) Лепили (из пластилина, глины и др.) – 52,6% (52 %) Лепили (из пластилина, глины и др.) – 52,6% (52 %)

Играли с ним в игрушки с алфавитом (например, в кубики) – 49,64% (49,1 %) Играли с ним в игрушки с алфавитом (например, в кубики) – 49,64% (49,1 %) Считали сдачу (в магазине, кафе) – 15,61% (16,2 %) Считали сдачу (в магазине, кафе) – 15,61% (16,2 %) Разговаривали о школе 69,24% (67 %) Разговаривали о школе 69,24% (67 %)

Поддержка семьей обучения ребенка Условия для обучения - Условия для обучения - у ребенка есть «уголок школьника» - 91,49% (91,9 %) Число детских книг дома у первоклассников - Число детских книг дома у первоклассников - более 30 книг – 65,57% (67,1 %) более 30 книг – 65,57% (67,1 %)

Оказание помощи первоклассникам при подготовке уроков В основном помогать в приготовлении уроков будут матери первоклассников (93,23%). В основном помогать в приготовлении уроков будут матери первоклассников (93,23%). Около трети отцов также планируют оказывать помощь своим детям (33,82%). Около трети отцов также планируют оказывать помощь своим детям (33,82%). Помогать детям должна школа - считают 5,81% родителей Помогать детям должна школа - считают 5,81% родителей Если потребуется готовы нанять репетитора 5,56% родителей Если потребуется готовы нанять репетитора 5,56% родителей

«Цена адаптации» - интегрированный показатель, показывающий степень затратности для ребенка процесса вхождения в школу, фиксирующий особенности поведения, которых не было до поступления в школу и позволяющий предупредить перенапряжения и ухудшение здоровья ребенка

Цена адаптации ребенка к школе (отдельные элементы) Изменения в поведении ребенка После школы нуждается в отдыхе20,13%21,5% С трудом стал засыпать вечером4,84%4,6% Сон стал беспокойным5,25%5,6% Просыпается утром с трудом40,58%39,0% Просыпается утром в плохом настроении 9,35%9,9% После уроков приходит и сразу ложится спать 4,08%3,3% Изменился аппетит15,19%12,7% После школы перевозбужден17,73%18,1% Вечером с трудом успокаивается10,91%11,4% Стали заметны навязчивые движения 6,30%7,1% Тревожится о школьных делах34,08%35,1% Боится опоздать в школу и что- либо не сделать 40,94%43,2% Появились жалобы на здоровье8,80%9,6% Стал капризничать13,53%14,5% Другое3,46%3,6%

Цена адаптации ребенка к школе (обобщенный индекс) Цена адаптации Низкий уровень (0-1 баллов) 37,7%37,1% Средний уровень (2-4 баллов)50,1%49,6% Высокий уровень (5-14 баллов) 12,2%13,4%

Трудности в понимании языка обучения Только в половине классов, которые участвовали в диагностике, нет учеников, испытывающих трудности в понимании русской речи. Только в половине классов, которые участвовали в диагностике, нет учеников, испытывающих трудности в понимании русской речи.

Учителя связывают причины трудностей в школе с факторами, которые напрямую не относятся к их профессиональной деятельности, перекладывают часть ответственности за возникновение трудностей в школе на родителей, указывая на недостаточную готовность учащихся к школе. Учителя связывают причины трудностей в школе с факторами, которые напрямую не относятся к их профессиональной деятельности, перекладывают часть ответственности за возникновение трудностей в школе на родителей, указывая на недостаточную готовность учащихся к школе. Родители, в свою очередь, перекладывают часть ответственности на школу. Родители, в свою очередь, перекладывают часть ответственности на школу.

2-й этап Мониторинг образовательных достижений первоклассников (в конце учебного года)

Проверочная работа по русскому языку Проверочная работа по математике Проверочная работа по чтению Анкета для учителя Анкета для родителей Карта первоклассника

Результаты оценки образовательных достижений учащихся 1-ого класса в конце учебного года Школа на фоне всех школ города Москвы, участвовавших в диагностике по результатам итоговых тестов по математике, по русскому языку; по чтению

Результаты оценки образовательных достижений учащихся 1-ого класса в конце учебного года Результаты выполнения (процент от максимального балла) учащимися итоговых тестов по математике, русскому языку и чтению

Профиль готовности первоклассника

МЦКО Тел.факс