5 КЛАСС ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА Урок формирования умений и навыков
1.Что такое карта. Язык карты. Функции карты. 2.Карты используемые в изучении истории. 3.Исторические карты и их особенности. 4.Контурная карта и работа с ней. «Путешествие в страну Хапи» ПЛАН УРОКА
Карта, условное изображение земной поверхности на плоскости. Карта- неотъемлемый атрибут цивилизации. Трудно перечислить все области человеческой деятельности, где применяются карты. В них можно «увидеть» дно океана, ледовые покровы прошлого, крестовые походы и даже несуществующие «земли». А что можно делать при помощи карт? Столь замечательные свойства карт – листов бумаги, испещрённых фигурками и красками,- объясняются тем, что они представляют собой тексты, написанные на особом языке. Образы и символы и составляют язык карты. Как и другие языки она служит средством коммуникации (передачи информации), мышления (пространственного), моделирования и познания окружающей действительности.
ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИЕ КАРТЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ СИНОПТИЧЕСКИЕ КАРТЫ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАРТЫ ИСТОРИЧЕСКИЕ КАРТЫ КАРТЫ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ
Исторические карты создаются на географической основе и представляют собой уменьшенные образно-знаковые изображения исторических событий и периодов. Изображения даются на плоскости в определенном масштабе с учетом пространственного расположения объектов. Карты в условной форме показывают размещение, сочетания и связи исторических событий и явлений, отбираемых и характеризуемых в соответствии с назначением данной карты. По содержанию учебные исторические карты подразделяются на обзорные (показывают события определённого периода), обобщающие (в пределах определённого места и времени отражены основные события и явления предусмотренные школьной программой), тематические (отражены события и явления определенных учебных тем).
Отличие исторических карт от географических цвета географических карт получают иное значение на исторических картах. Зелёным цветом показываются не только низменности, но и оазисы, а также древнейшие районы земледелия и скотоводства. цвета географических карт получают иное значение на исторических картах. Зелёным цветом показываются не только низменности, но и оазисы, а также древнейшие районы земледелия и скотоводства. на географической карте всё статично, а на исторической легко увидеть возникновение государств и изменение их территории или пути движения войск, торговых караванов и т.д. на географической карте всё статично, а на исторической легко увидеть возникновение государств и изменение их территории или пути движения войск, торговых караванов и т.д. передвижения людей на карте показывают цельные и прерывистые стрелки передвижения людей на карте показывают цельные и прерывистые стрелки военные удары – стрелки с более коротким древком и широким основанием военные удары – стрелки с более коротким древком и широким основанием места сражений – скрещённые мечи места сражений – скрещённые мечи районы восстаний - точки районы восстаний - точки
«Историческое событие… писал К.Д. Ушинский, ход которого я могу провести по карте, врезается в мою душу гораздо прочнее и вызывается из неё гораздо легче, чем то, которое совершается для меня на воздухе, в каких то неопределённых пространствах» Контурная карта даёт возможность самим создать карту. Разберём основные элементы карты: название; масштаб; задания; условные обозначения (легенда карты). Основные умения работать с контурной картой мы сейчас попробуем. Для этого мы с вами совершим воображаемое «Путешествие в страну Хапи» Контурная карта даёт возможность самим создать карту. Разберём основные элементы карты: название; масштаб; задания; условные обозначения (легенда карты). Основные умения работать с контурной картой мы сейчас попробуем. Для этого мы с вами совершим воображаемое «Путешествие в страну Хапи» название задание масштаб Условные обозначения
ДРЕВНИЙ ВОСТОК. ЕГИПЕТ И МЕЖДУРЕЧЬЕ ЗАДАНИЕ Поставим точку на карте с координатами 40 градусов восточной долготы и 25 градусов северной широты. Отсюда мы начнём своё путешествие. Стрелка указывает направление нашего движения (на Запад).
- надпишите название моря которое вам встретилось на вашем пути (Красное море). Выполним задания контурной карты 1.
-надпишите название реки протекающей через Египет
обозначьте на ней 1-й порог.
С этой точки выберете направление на Север и двигайтесь по течению реки. Закрасьте районы Земледелия в Египте (границы районов земледелия обозначены знаком - - -)
- надпишите название одной из столиц Египетского царства (Фивы). Фивы - измените направление движения на Северо – Запад
- закрасьте районы оазисов
Мемфис - посетив оазисы повернём на Северо - Восток, надпишите вторую столицу Египта (Мемфис).
На западе от Мемфиса Находится знаменитый район пирамид. - отметьте значком район пирамид. Мемфис
Мы вышли с вами к дельте реки, месту где она впадает в море распадаясь на множество рек и ручейков.
подпишите название моря в которое впадает Нил (Средиземное море). Средиземное море
Домашнее задание § 6 стр На контурной карте проложите свой новый маршрут. Опишите своё путешествие. Включите в рассказ описание природы, занятия местных жителей, достопримечательности.
Вот и закончилось наше с вами путешествие. Надеюсь что вы получили новую информацию, попробовали работать с контурной картой и получили первоначальные умения которые в дальнейшем должны сформироваться в навык он поможет вам ориентироваться в различных картах и работать с ними. :-) :-I :-( Выбирая символы наклоните голову в лево Оцените урок выбрав один из трёх символов (нарисуйте его на полях контурной карты 1).