Учебное проектирование – как основной элемент современной системы образования.
« Главная задача современной школы – раскрыть способности каждого ученика, воспитать личность, готовую к жизни в высокотехнологичном обществе, конкурентном мире. При этом процесс образования должен быть направлен на постоянный личностный рост, а конечным его итогом должно стать умение выпускника самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации». Д. А. Медведев
«Главная цель воспитания должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни…» ( А. Дистервег)
«Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий…» (А. Дистервег)
Одна из основных задач концепции «Наша новая школа» – развивать в учениках «инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни».
Учебное проектирование- необходимый элемент современной системы образования. Суть его сводится к тому, что ребенка обучают этапам достижения цели, предлагая выполнить конкретное задание.
Задачами начального обучения проектированию является формирование следующих умений: Планировать свою деятельность и осуществлять её в соответствии с выработанным планом; Планировать работу другого для достижения определённого результата; Анализировать имеющиеся ресурсы для предстоящей деятельности, включая собственные знания; Ставить себе задачу по сформулированной цели для последующего решения; Анализировать полученный результат на соответствие требованиям задачи или поставленной цели; Представлять и предъявлять ход проделанной работы и её результат.
Во 2-ом классе происходит: -обсуждение задания и составление плана по количеству и качеству изготавливаемых деталей, расположении их на изделии; -фиксация плана на бумаге; -распределение операций между членами группы; -выполнение операций в соответствии с планом; -обсуждение и анализ полученного результата – выполнено ли задание; -предъявление результата работы.
В 3-ем классе происходит формирование: - умения определять состав действий и операций. - умения планировать работу группы с учетом времени и составлять оптимальный план; умение использовать кодирование и декорирование для записи плана и выполнять работу в соответствии с планом; - умения анализировать проблемную ситуацию, содержащую проблему и условия, умения уточнять условия, в которых рассматривается проблема; формулировать проблему и цель, определять задачи, которые необходимо решить для достижения цели, определять задачи по составлению проекта, ставить перед собой познавательные и исследовательские задачи; - умения формулировать ожидаемый результат, фиксировать проект в виде карты-схемы, схемы, макета, буклета, алгоритм, эскиза, умение представлять ход и результат проделанной работы.
В 4-ом классе завершается формирование: Умения определять состав действий и операций, их количество, составлять план по размещению деталей на изделии, распределять и выполнять работу согласно плану; Умения планировать работу группы с учётом времени и составлять оптимальный план; Умения анализировать проблемную ситуацию; Умения формулировать проблему и цель, определять задачи, которые необходимо решить для достижения цели, ставить познавательные и исследовательские задачи; Умения формулировать ожидаемый результат, фиксировать проект в виде таблицы, схемы, карты-схемы, алгоритма, эскиза и пр. Продолжается формирование умения представлять ход и результат проделанной работы и проводить рефлексию собственной деятельности.
Вывод можно сказать, что если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
Тема: Ваза с цветами 1-ый класс Групповая работа «Ваза с цветами» Группа 1 Алгоритм работыИсполнителиОтметка о выполнении 1.Обвести шаблон вазы. 2.Обвести шаблоны цветов. 3. Вырезать вазу. 4. Вырезать цветы. 5. Приклеить элементы на бумагу. 6. Нарисовать зелёным карандашом стебли и листья
Наши букеты
Тема: Украшение коробочки, шапочки, ёлочки. 2-ой класс Педагогическая цель: Формирование (закрепление) умения составлять план по количеству деталей и выполнять работу в соответствии с планом; Введение планирования размещения деталей на изделии.
Составляем план украшения
Пишем план работы группы и планируем свою работу
Начинается процесс творчества
Обводим, вырезаем, клеим.
Предъявление изделия
Обсуждение с классом: получилось ли то, что надо?
Выставка работ
Спасибо за внимание!