ПОДДЕРЖКА ПРАВИЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В КЛАССЕ ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Сделайте свой класс хорошо структурированной, физически и эмоционально безопасной средой, где есть ясные правила и границы, способствующий росту климат – уважительный, заботливый, мирный, где все друг друга поддерживают; где выдвигаются высокие требования к поведению и академическим успехам; где ученики постоянно совершенствуют навыки управления собой (без наказания тех, кому трудно дается продвижение в этой области и кому поэтому требуется больше терпения и помощи).
Резко увеличьте положительное взаимодействие с учеником и сосредоточьте внимание на нем, когда он или она ведет себя так, как надо. Заметьте, признайте и пользуйтесь положительным подкреплением, когда ученик проявляет самоконтроль, не забывает поднять руку прежде, чем заговорить, сидит и внимательно занимается делом, и так далее. Положительная реакция и поощрения должны быть немедленными и частыми.
Попробуйте определить, какова цель поведения ученика (например, избежать чего- то неприятного, получить доступ к желаемому виду деятельности или предмету) и каковы могут быть первые сигналы или спусковые механизмы проблемного поведения. Старайтесь заранее идентифицировать и изменить ситуацию, на которую ученик может отреагировать проблемным поведением.
Лучшая поддержка – та, которая приспосабливает среду к потребностям ребенка. Например, его можно посадить дальше от определенных одноклассников или объектов, привлекающих внимание и отвлекающих от работы; выделить ему более ясно ограниченное пространство в классе и личное пространство
Обращайте внимание на первые признаки того, что ученик становится перегружен информацией, расстроен, излишне возбужден, беспокоен, если он впадает в отчаяние или начинает терять контроль над собой – и ВМЕШИВАЙТЕСЬ немедленно. Отвлеките, перенаправьте (например, отправьте из класса с поручением), смените вид деятельности или требования, предложите непосредственную помощь, задействуйте методы успокоения, напомните о награде/последствиях.
Давайте ученикам во время урока возможность подвигаться (потянуться, "дать отдых мозгам"). Выполняйте динамическую паузу, с использованием перекрестных упражнений. Это активизирует полушария мозга и их взаимодействие.
Дети часто более усидчивы, внимательны и лучше себя контролируют, если им позволить держать или вертеть в руках, рисовать, раскрашивать, трогать что-нибудь, пока они слушают.
Создайте таблички поведения или контракты, цель которых – исправить одну-две проблемы поведения, мешающие ученику добиться успеха в классе. Например, научить его не отвлекаться от задания или поднимать руку, чтобы что-то сказать, а не выкрикивать. Вместе с учеником поставьте достижимые цели и придумайте способы подкрепления, которые помогут ученику продолжать усилия для достижения цели.
Введите в повседневную практику такие средства самоконтроля, как: самооценка работы (параметры/правила самооценки по конкретным критериям),цели, которых он хочет достичь на уроке, рефлексию своего поведения на уроке и способа достижения поставленных целей
Учите навыкам взаимодействия с другими людьми и стратегиям, помогающим справиться с гневом, отчаянием, расслабиться, разрешать конфликты, решать проблемы, ставить цели – и другим навыкам управления своим поведением, которые нужны в жизни.
Ученики обычно ведут себя гораздо лучше, когда урок / вид деятельности им интересен, когда они активно в нем участвуют, когда он выстроен с использованием разнообразных стратегий, задействующих разные органы чувств. Учителя, которые наиболее успешно учат ВСЕХ учеников, – обычно те, кто: дает урок с такой скоростью, чтобы до максимума увеличить внимание и интерес, вникает в потребности учеников, чтобы пользоваться их сильными сторонами и показывать им эти стороны, а также дает им возможность работать/говорить со сверстниками. Кроме того, эти учителя знают, как облегчить действие факторов стресса, создавая в классе среду, в которой ученики не боятся выглядеть глупо, показаться "тупыми" и охотно рискуют поучаствовать в общей работе.