Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории. В.Г.Белинский
Н.М.Карамзин Военная служба Смерть отца ОтставкаСимбирск Увлечение масонством Занятие литературой Изучение истории Симбирская губерния Родовитая, но небогатая дворянская семья Светское образование Знание иностранных языков Путешествие по Европе
Н.М.Карамзин – журналист, писатель, историк «Московский журнал» «Московский журнал» «Письма русского путешественника» «Письма русского путешественника» «Наталья, дочь боярская» «Наталья, дочь боярская» «Бедная Лиза» «Бедная Лиза» «История государства Российского» «История государства Российского» Н.М.Карамзин. Худ. А.Г.Венецианов. 1828
«Бедная Лиза» О чём это произведение? О чём это произведение? От какого лица ведётся повествование? От какого лица ведётся повествование? Какими вы увидели главных героев? Как к ним относится автор? Какими вы увидели главных героев? Как к ним относится автор? Похожа ли повесть Карамзина на произведения классицизма? Похожа ли повесть Карамзина на произведения классицизма? О.Кипренский. Бедная Лиза.
Сентиментализм Художественное направление (течение) в искусстве и литературе конца XVIII – начала XIX веков. Художественное направление (течение) в искусстве и литературе конца XVIII – начала XIX веков.направление От англ. SENTIMENTAL – чувствительный. От англ. SENTIMENTAL – чувствительный. «Изящное изображение основного и повседневного» (П.А.Вяземский.) «Изящное изображение основного и повседневного» (П.А.Вяземский.)
Ф.С.Рокотов. Портрет Екатерины II. В.Боровиковский. Екатерина II.
Портрет А.П.Струйской Портрет М.И.Лопухиной Портрет канцлера графа Г.И.Головкина
Классицизм Классицизм Линия сравнения Сентиментализм Сентиментализм Воспитание человека в духе верности государству, культ разума Основная идея Стремление представить человеческую личность в движениях души Гражданская, общественная Основная тематика Любовная Строгое деление на положительных и отрицательных, однолинейность Герои и характеры Отказ от прямолинейности в оценке характеров, внимание к простым людям Вспомогательная, условная Роль пейзажа Средство психологической характеристики героев Трагедия, ода, эпопея; комедия, басня, сатира Основные жанры Повесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание, идиллия
Вид на Москву от Симонова монастыря
« Близ Симонова монастыря есть пруд, осененный деревьями. За 25 лет перед сим сочинил я там « Бедную Лизу ». Влияние повести на современников было столь велико, что « тысячи любопытных ездили и ходили искать следов Лизиных близ Симонова монастыря.»
Поэтический образ Лизы нарисован как воплощение трудолюбия, скромности, бескорыстной, бесхитростной доверчивости и самоотверженности. Она преданная дочь, нежно заботящаяся о матери. Это первая в русской литературе героиня, которая, забыв о долге и рассудке, пошла навстречу своему чувству.
Лиза и Эраст
Домашнее задание 1.Опишите образ персонажа (Лизы, Эраста.) (Лизы, Эраста.) 2.Какова роль пейзажа в произведении? 3.Определите значение слов: Эраст, Лиза, Геба, волосы, которыми играли зефиры, Цинтия, платоническая любовь, агнец.
Литературное (художественное) направление – единство творчества ряда писателей, возникшее в определённых исторических условиях : единство целей, принципов изображения, выбора форм.