ИСТОРИЯ МОДЫ 20 ВЕКА. На протяжении веков мода имела разные направления, обусловленные национальными особенностями, местными обычаями, культурным уровнем. Мода делилась на французскую, итальянскую, английскую и молодую американскую. Одежда из дорогих тканей, часто украшенная драгоценными камнями, стоила целое состояние и передавалась из поколения в поколение. Модные изменения появлялись не только благодаря фантазии портного, но и капризам правителя. Например, смелые декольте возникали потому, что нравились королю, или исчезали, потому что у королевы была невыразительная грудь. На протяжении веков мода имела разные направления, обусловленные национальными особенностями, местными обычаями, культурным уровнем. Мода делилась на французскую, итальянскую, английскую и молодую американскую. Одежда из дорогих тканей, часто украшенная драгоценными камнями, стоила целое состояние и передавалась из поколения в поколение. Модные изменения появлялись не только благодаря фантазии портного, но и капризам правителя. Например, смелые декольте возникали потому, что нравились королю, или исчезали, потому что у королевы была невыразительная грудь.
С чего же начиналась мода? Во все времена во всех Во все времена во всех странах мода предназначалась странах мода предназначалась лишь для высших слоёв общества. лишь для высших слоёв общества. Одежда создавалась для праздности. Одежда создавалась для праздности. Модницы на пороге ХХ века не только Модницы на пороге ХХ века не только не могли самостоятельно сделать не могли самостоятельно сделать свою ежедневную причёску, но даже свою ежедневную причёску, но даже самостоятельно одеться. В конце ХIХ века самостоятельно одеться. В конце ХIХ века изготовление одежды стало своего рода изготовление одежды стало своего рода искусством Высокой моды Houte couture. искусством Высокой моды Houte couture. Кутюрье почитались как художники моды. Кутюрье почитались как художники моды.
Интересные факты сообщают искусствоведы… На всемирной выставке в Париже в 1900 г. На всемирной выставке в Париже в 1900 г. французская мода доказала своё бесспорное превосходство. Отдел мод возглавила Мадам Пакен - первая женщина среди модельеров высшего класса, получившая модельеров высшего класса, получившая орден Почётного легиона. орден Почётного легиона. В 1903 г. балерина Айседора Дункан В 1903 г. балерина Айседора Дункан произвела сенсацию, танцуя в свободном произвела сенсацию, танцуя в свободном просвечивающем платье, называемом пеплос, просвечивающем платье, называемом пеплос, без корсета из китового уса. без корсета из китового уса.
Интересно, что… В этом же году Поль Пуаре открыл В этом же году Поль Пуаре открыл собственный Дом моды - началась собственный Дом моды - началась эпоха Пуаре. Совершив революцию эпоха Пуаре. Совершив революцию силуэтов, Пуаре избавил женщин от силуэтов, Пуаре избавил женщин от жёсткого корсета. Его господство жёсткого корсета. Его господство продолжалось до Первой мировой продолжалось до Первой мировой войны. Его "Секреты хорошо одетой войны. Его "Секреты хорошо одетой женщины" и сегодня актуальны: женщины" и сегодня актуальны: "...Женщина с истинным вкусом подбирает "...Женщина с истинным вкусом подбирает себе платья и украшения, чтобы чувствовать себе платья и украшения, чтобы чувствовать себя красивой. А вовсе не потому, что так себя красивой. А вовсе не потому, что так одевается кто-то ещё...". одевается кто-то ещё...".
Непостижимая Коко… Период между двумя войнами можно Период между двумя войнами можно смело назвать "Эпохой Шанель". смело назвать "Эпохой Шанель". Непостижимая Шанель совершила Непостижимая Шанель совершила революцию в моде, придав женщине революцию в моде, придав женщине современный облик. В разгар войны в современный облик. В разгар войны в 1916 г. Коко Шанель ввела в моду джерси. Трикотаж машинной вязки бежевого цвета, считавшийся "бедняцким", стал новым революционным материалом. Одежда от Шанель поражала чистотой и строгостью линий и была не просто чуждой, но даже враждебной украшательству. Стиль "от Шанель" кардинально изменил весь облик современниц. Коко ввела в моду короткую стрижку для женщин. Даже самые богатые дамы носили искусственный жемчуг "от Шанель" г. Коко Шанель ввела в моду джерси. Трикотаж машинной вязки бежевого цвета, считавшийся "бедняцким", стал новым революционным материалом. Одежда от Шанель поражала чистотой и строгостью линий и была не просто чуждой, но даже враждебной украшательству. Стиль "от Шанель" кардинально изменил весь облик современниц. Коко ввела в моду короткую стрижку для женщин. Даже самые богатые дамы носили искусственный жемчуг "от Шанель".
Итак, 20-е годы… В 1922 г вышла в свет повесть В 1922 г вышла в свет повесть Виктора Маргетта "Le garcon", Виктора Маргетта "Le garcon", по названию которой - "гарсон" было названо новое направление в моде, возникшее в 20-е годы. в моде, возникшее в 20-е годы. Воплощением этой моды стала Воплощением этой моды стала Грета Гарбо. Коротко остриженные волосы, ярко накрашенный маленький волосы, ярко накрашенный маленький рот, чёткие брови, прямые платья- рот, чёткие брови, прямые платья- рубашки, открытые ноги в шёлковых прозрачных чулках и остроносых прозрачных чулках и остроносых туфлях лодочках. Высокая, стройная туфлях лодочках. Высокая, стройная без ярко выраженных бёдер и груди, без ярко выраженных бёдер и груди, женщина-мальчик прилежно занимается женщина-мальчик прилежно занимается спортом, загорает, обожает спортом, загорает, обожает джаз, танцует фокстрот и : РАБОТАЕТ.
«Маленькое чёрное платье» В 1924 г. - резко сокращается В 1924 г. - резко сокращается длина юбки. Коко Шанель изобретает "маленькое чёрное платье". Журнал "Vogue" провидчески предсказывает, "Vogue" провидчески предсказывает, что это простое чёрное платье станет что это простое чёрное платье станет универсальной моделью, универсальной моделью, которую будут носить все которую будут носить все женщины. женщины. Уникальное изобретение Уникальное изобретение Шанель вот уже многие десятилетия остаётся в арсенале арсенале современной моды. современной моды.
Английский стиль Шанель. Во время поездки в США Пату с помощью редактора журнала "Vogue" отобрал шесть американских девушек из высшего общества с идеальной, по представлениям того времени, фигурой, обучил их и привёз в Париж для демонстрации моделей. Моделями в Доме Chanel работали русские красавицы из знатных семей, бежавшие от революции в России. В 1928 г. юбка едва прикрывает колени. Габриэль Шанель вводит в моду английский стиль и предлагает носить к нему драгоценности. Во время поездки в США Пату с помощью редактора журнала "Vogue" отобрал шесть американских девушек из высшего общества с идеальной, по представлениям того времени, фигурой, обучил их и привёз в Париж для демонстрации моделей. Моделями в Доме Chanel работали русские красавицы из знатных семей, бежавшие от революции в России. В 1928 г. юбка едва прикрывает колени. Габриэль Шанель вводит в моду английский стиль и предлагает носить к нему драгоценности.
30-е годы 20 века… Многие предметы современного Многие предметы современного гардероба, кажущиеся нам гардероба, кажущиеся нам совершенно естественными и как бы совершенно естественными и как бы присутствующими всегда, придумала присутствующими всегда, придумала Коко Шанель: сумочку через плечо, Коко Шанель: сумочку через плечо, металлическую бижутерию, цепочки. металлическую бижутерию, цепочки. Поворотные исторические события, Поворотные исторические события, безусловно, оказывают влияние на моду. безусловно, оказывают влияние на моду. Ещё в 1932 г. начальник парижской полиции Ещё в 1932 г. начальник парижской полиции запрещал Марлен Дитрих выходить в брюках запрещал Марлен Дитрих выходить в брюках на улицу, после того как она попыталась на улицу, после того как она попыталась пройтись в таком виде вдоль Сены. А во пройтись в таком виде вдоль Сены. А во время II мировой войны брюки стали привычной одеждой для женщин, заменивших мужчин на работе в тылу. время II мировой войны брюки стали привычной одеждой для женщин, заменивших мужчин на работе в тылу.
40-е годы 20 века… Война окончилась, и общество ожидал Война окончилась, и общество ожидал новый взрыв моды появление новый взрыв моды появление первых купальников-бикини: В 1947 г. Кристиан Диор создал новый стиль Кристиан Диор создал новый стиль "New Look". В книге "Я дамский портной" он писал: "... Мы оставили за собой эпоху войны, форменной за собой эпоху войны, форменной одежды. Я рисовал женщин, напоминающих цветы, нежно выпуклые плечи, округлую линию груди, лианоподобные стройные талии и широкие, лианоподобные стройные талии и широкие, расходящиеся к низу, как чашечка цветка, расходящиеся к низу, как чашечка цветка, юбку..." Уже в 1948 г. "новый стиль" Диора приняла не только вся Европа, но и Америка. приняла не только вся Европа, но и Америка.
50-е годы 20 века… В 50-е гг. наряду с первой линией предназначенной исключительно предназначенной исключительно для молодёжи Диор создаёт несколько линий стилизации одежды_ под линий стилизации одежды_ под "Н", "Х", "У" "А" и т.д. Само собой "Н", "Х", "У" "А" и т.д. Само собой разумеется, что мода 50-х годов создавалась не одним Диором. создавалась не одним Диором. 50-тые - время высшего расцвета и славы парижского "от кутюр". и славы парижского "от кутюр". Один из процветавших в то время домов Высокой моды Дом Юбера де Живанши. домов Высокой моды Дом Юбера де Живанши. Этот идеальный стилистический дуэт отразил Этот идеальный стилистический дуэт отразил эталон элегантности 50-х. В 1957 г. ушёл из жизни пятидесятидвухлетний Кристиан Диор. В следующем году 21-летний Ив Сен Лоран, как главный модельер Дома Dior, выпустил свою первую сенсационную коллекцию. А в 1962 г. был создан Дом Yves Saint Laurent. эталон элегантности 50-х. В 1957 г. ушёл из жизни пятидесятидвухлетний Кристиан Диор. В следующем году 21-летний Ив Сен Лоран, как главный модельер Дома Dior, выпустил свою первую сенсационную коллекцию. А в 1962 г. был создан Дом Yves Saint Laurent.
Привет, Твигги!… В конце 50 - начале 60-х годов уровень жизни в Европе сильно вырос, что принесло сравнительно высокие заработки молодёжи. Возникла необходимость повернуть закрытый мир Высокой моды к массовому потребителю, сделать моду одновременно высокопрофессиональной и промышленной - pret-a-porter. Моду 60-х стоит определить, как моду вышедшую на улицу. Бунтующее молодое поколение стремилось освободиться от "буржуазных ценностей" своих родителей. Дети 60-х продемонстрировали это в одежде, выбрав основным предметом туалета голубые джинсы. Джинсы - самая универсальная и демократичная одежда нашего века - становится униформой для поколения Вудстока. В конце 50 - начале 60-х годов уровень жизни в Европе сильно вырос, что принесло сравнительно высокие заработки молодёжи. Возникла необходимость повернуть закрытый мир Высокой моды к массовому потребителю, сделать моду одновременно высокопрофессиональной и промышленной - pret-a-porter. Моду 60-х стоит определить, как моду вышедшую на улицу. Бунтующее молодое поколение стремилось освободиться от "буржуазных ценностей" своих родителей. Дети 60-х продемонстрировали это в одежде, выбрав основным предметом туалета голубые джинсы. Джинсы - самая универсальная и демократичная одежда нашего века - становится униформой для поколения Вудстока.
Направления 60-х годов… Сексуальная революция также нашла своё недвусмысленное выражение в моде. В 1966 г. американке Мэри Куант в Букенгемском дворце вручили орден британской империи за заслуги в британском экспорте за то, что она изобрела: МИНИЮБКУ. Консервативная Англия оказалась родиной не только Битлз, но и мини. Ив Сен Лоран и Эммануэль Унгаро стали авторами второй волны "обнажённой, или нагой моды" (первая была в гг. в эпоху Французской революции). Космическая эпоха вдохновила Пако Рабана и с первого дефиле в 1966 г. он начал создавать платья из металлических пластин, кусков стекла, колец и обручей. Сексуальная революция также нашла своё недвусмысленное выражение в моде. В 1966 г. американке Мэри Куант в Букенгемском дворце вручили орден британской империи за заслуги в британском экспорте за то, что она изобрела: МИНИЮБКУ. Консервативная Англия оказалась родиной не только Битлз, но и мини. Ив Сен Лоран и Эммануэль Унгаро стали авторами второй волны "обнажённой, или нагой моды" (первая была в гг. в эпоху Французской революции). Космическая эпоха вдохновила Пако Рабана и с первого дефиле в 1966 г. он начал создавать платья из металлических пластин, кусков стекла, колец и обручей.
Ода итальянской моде. Мир высокой моды не только Мир высокой моды не только отражает окружающую действительность, но и развивается по своим внутренним но и развивается по своим внутренним законам. Выпустив свою первую законам. Выпустив свою первую коллекцию в 1965 г., итальянец Валентино Гаравани сразу становится Валентино Гаравани сразу становится звездой на небосклоне моды. Валентино звездой на небосклоне моды. Валентино совершил прорыв итальянцев в мир совершил прорыв итальянцев в мир Houte couture, монополизированный Houte couture, монополизированный французами. французами. Это позволило в 70-е годы утвердится итальянской моде во всём мире. итальянской моде во всём мире. Милан становится второй после Парижа столицей мировой моды.
Романтизм народного фольклора. В конце 60 - начале 70-х годов В конце 60 - начале 70-х годов появляется новый появляется новый романтический стиль романтический стиль (непосредственным импульсом (непосредственным импульсом для этого стал мюзикл для этого стал мюзикл Бернстайна "Волосы"). Но на Бернстайна "Волосы"). Но на этот раз речь идёт не о этот раз речь идёт не о романтизме диоровских романтизме диоровских салонов, а о романтизме, салонов, а о романтизме, вдохновлённом народным вдохновлённом народным фольклором. фольклором.
Восточные мотивы. В 70-е гг. с "вторжением" восточного В 70-е гг. с "вторжением" восточного мира в европейский стиль одежды, мира в европейский стиль одежды, начинается успешная деятельность японцев Кензо Такада, Митсухиро японцев Кензо Такада, Митсухиро Матсуда, Йоджи Ямомото, Рей Матсуда, Йоджи Ямомото, Рей Кавакубо и Иссей Мияке. Они Кавакубо и Иссей Мияке. Они создают оригинальную европейскую Моду и работают с элементами традиционной восточной одежды. Кензо вносит в европейскую моду Кензо вносит в европейскую моду даже элементы сельского восточно даже элементы сельского восточно -европейского костюма.
80-е годы… Для одних 80-е определяются эстетикой Для одних 80-е определяются эстетикой Джорджио Армани. Для других это эпоха Джорджио Армани. Для других это эпоха восхождения Джанни Версаче, восхождения Джанни Версаче, создавшего свою первую коллекцию – создавшего свою первую коллекцию – pret-a-porter в 1978 г. Одежда дома pret-a-porter в 1978 г. Одежда дома Versace соответствовала духу 80-х, с их страстью Versace соответствовала духу 80-х, с их страстью к экзальтированному шику и сногшибательному к экзальтированному шику и сногшибательному блеску. Как не один кутюрье, Джанни Версаче блеску. Как не один кутюрье, Джанни Версаче много вкладывал средств в рекламную деятельность. много вкладывал средств в рекламную деятельность. Его шоу славились итальянским шиком и Его шоу славились итальянским шиком и американским размахом. Впервые, благодаря американским размахом. Впервые, благодаря средствам массовой информации, модельер стал средствам массовой информации, модельер стал культовой фигурой. Став одной из всемирно культовой фигурой. Став одной из всемирно известных звёзд, Джанни Версаче сумел соединить известных звёзд, Джанни Версаче сумел соединить Super Star System с модой. Super Star System с модой.
Интересно, что… Модели из "ходячих вешалок для одежды" окончательно Модели из "ходячих вешалок для одежды" окончательно превратились в звёзд шоу-бизнеса. Появилась категория "топ". Топ-модели стали не менее культовыми фигурами, чем поп-звёзды Топ-модели стали не менее культовыми фигурами, чем поп-звёзды и актрисы. И, если в 60-е годы имена Твигги или Верушки фон Лендорф были хорошо известны почитательницам моды, то, например, были хорошо известны почитательницам моды, то, например, Синди Кроумфорд сегодня известна всем. Синди Кроумфорд сегодня известна всем. В 1983 г. Карл Лагерфельд стал модельером В 1983 г. Карл Лагерфельд стал модельером Дома Chanel, наступило третье пришествие Дома Chanel, наступило третье пришествие "стиля Шанель", ставшего не проходящей классикой. В 80-е женщины завоёвывали своё место В 80-е женщины завоёвывали своё место в бизнесе, и им казалось, что добиться успеха в суровом мире жестоких мужчин можно лишь во всём им подражая. И это в полной мере относилось к одежде. Женщины 80-х И это в полной мере относилось к одежде. Женщины 80-х начинают задумываться: являются ли брюки на женщине начинают задумываться: являются ли брюки на женщине нарушением делового этикета? Многие модели для деловых леди взяты из запасников мужской, деловой моды. из запасников мужской, деловой моды. Не только строгие костюмы и рубашки Не только строгие костюмы и рубашки в мужском стиле, но и галстуки или портфели в мужском стиле, но и галстуки или портфели прижились в женском гардеробе. прижились в женском гардеробе.
И ещё… В 1983 г. Джейн Фонда выпускает видеокурс аэробики, которая становится повальным увлечением. Одежда для аэробики, так же как и хорошая физическая форма входят в моду. В 1988 г. Карл Лагерфельд выводит легинсы на подиум парижского показа Дома Chanel. В 1983 г. Джейн Фонда выпускает видеокурс аэробики, которая становится повальным увлечением. Одежда для аэробики, так же как и хорошая физическая форма входят в моду. В 1988 г. Карл Лагерфельд выводит легинсы на подиум парижского показа Дома Chanel. 80-е годы период расцвета буржуазного шика в моде. Логотипы дизайнеров становятся заметными деталями одежды, подчёркивающими её престижность. 80-тые - пик расцвета Houte couture. Показы Высокой моды превращаются в представления. Самые состоятельные клиентки регулярно заказывали до 20 моделей к каждому сезону (цены от $ за повседневное платье до $ за свадебное). 80-е годы период расцвета буржуазного шика в моде. Логотипы дизайнеров становятся заметными деталями одежды, подчёркивающими её престижность. 80-тые - пик расцвета Houte couture. Показы Высокой моды превращаются в представления. Самые состоятельные клиентки регулярно заказывали до 20 моделей к каждому сезону (цены от $ за повседневное платье до $ за свадебное).
Уже ближе: 90-е годы… В прагматичные 90-е философия создания В прагматичные 90-е философия создания одежды во главе угла ставит целесообразность одежды во главе угла ставит целесообразность и естественные потребности. А это значит, что, во-первых, мы должны быть что, во-первых, мы должны быть защищены, во-вторых, нам защищены, во-вторых, нам должно быть удобно. Персональные мифологии и сиюминутные смены мифологии и сиюминутные смены настроений, которыми живёт и движется мода, признаются вторичными. Современные модельеры постоянно Современные модельеры постоянно подчёркивают отсутствие диктата моды и право каждой женщины на выбор. Но нельзя не заметить, что в моде 90-х гг. главенствуют два направления, которые весьма условно можно назвать пуризм и романтизм. можно назвать пуризм и романтизм.
Эстетика прагматизма. Пуризм, как стиль в моде, отрицает использование украшающих деталей. Для него характерны чистота линий, наивысшее качество тканей и материалов, превосходный покрой и идеальный уровень исполнения. Минималистические модели, которые подчёркивают яркую индивидуальность женщины, их носящей характерны для молодых модельеров. Эстетика прагматизма как нельзя более естественна для американцев. Нью Йорк становится третей столицей моды после Парижа и Милана. Пуризм, как стиль в моде, отрицает использование украшающих деталей. Для него характерны чистота линий, наивысшее качество тканей и материалов, превосходный покрой и идеальный уровень исполнения. Минималистические модели, которые подчёркивают яркую индивидуальность женщины, их носящей характерны для молодых модельеров. Эстетика прагматизма как нельзя более естественна для американцев. Нью Йорк становится третей столицей моды после Парижа и Милана. Минимализм характерен и для одного из наиболее удачливых поставщиков моды Кельвина Кляйна. Основатель направления унисекс вывел на подиум "обычную девчонку" Кейт Мосс и широко распропагандировал стиль "героиновый шик". Минимализм характерен и для одного из наиболее удачливых поставщиков моды Кельвина Кляйна. Основатель направления унисекс вывел на подиум "обычную девчонку" Кейт Мосс и широко распропагандировал стиль "героиновый шик".
Новая волна в романтической теме. Романтический стиль в моде создаёт противовес стилю унисекс. Романтизм в различных интерпретациях характерен для звёздного Версачче, легендарного Армани или элитарного Валентино. Новую волну в романтическую тему привнёс итальянский дуэт. Доменико Дольче и Стефано Габбана в 1985 г. создали творческий тандем, а уже в 1988 г. коллекция Dolce&Gabbana принесла им международную известность. Романтический стиль в моде создаёт противовес стилю унисекс. Романтизм в различных интерпретациях характерен для звёздного Версачче, легендарного Армани или элитарного Валентино. Новую волну в романтическую тему привнёс итальянский дуэт. Доменико Дольче и Стефано Габбана в 1985 г. создали творческий тандем, а уже в 1988 г. коллекция Dolce&Gabbana принесла им международную известность.
Молодые дизайнеры. "Молодые бунтари", "плохие английские мальчишки" от моды начала 90-х становятся признанными и титулованными кутюрье. Джон Гальяно провёл свой первый показ в Париже в 1990 г. А через 5 лет его коллекция весна-лето 1995 г. принесла автору третью награду Дизайнера года (впервые в истории моды!). Именно Гальяно будет воплощать стиль Дома Dior в следующем тысячелетии. Александр МакКуин выступает в роли главного модельера Givench. Могикане кутюрного искусства, такие как Кензо и Иссе Мияки, передают Великие Дома моды молодым дизайнерам. "Молодые бунтари", "плохие английские мальчишки" от моды начала 90-х становятся признанными и титулованными кутюрье. Джон Гальяно провёл свой первый показ в Париже в 1990 г. А через 5 лет его коллекция весна-лето 1995 г. принесла автору третью награду Дизайнера года (впервые в истории моды!). Именно Гальяно будет воплощать стиль Дома Dior в следующем тысячелетии. Александр МакКуин выступает в роли главного модельера Givench. Могикане кутюрного искусства, такие как Кензо и Иссе Мияки, передают Великие Дома моды молодым дизайнерам.
Тернистый путь моды. В ХХ веке мир моды прошёл путь от искусства до бизнеса. В хрустальные стены сказочного дворца Высокой моды проник ветер улицы, умеющий быть жестоким. 15 июля 1997 г. был убит Джанни Версаче, король pret-a-porter, с которым связана мировая мода последней четверти ушедшего столетия. В ХХ веке мир моды прошёл путь от искусства до бизнеса. В хрустальные стены сказочного дворца Высокой моды проник ветер улицы, умеющий быть жестоким. 15 июля 1997 г. был убит Джанни Версаче, король pret-a-porter, с которым связана мировая мода последней четверти ушедшего столетия.
И в заключении… На переломе тысячелетий модельеры как бы пролистывают всю историю моды. Мы уже привыкли, что дизайнеры возвращаются к моде былых десятилетий. Но на этот раз они превзошли себя. В коллекциях годов "цитируются" элегантные 60-тые, раскованные 70-тые, роскошные 80-тые: весь ХХ век. На переломе тысячелетий модельеры как бы пролистывают всю историю моды. Мы уже привыкли, что дизайнеры возвращаются к моде былых десятилетий. Но на этот раз они превзошли себя. В коллекциях годов "цитируются" элегантные 60-тые, раскованные 70-тые, роскошные 80-тые: весь ХХ век.