МОУ «СОШ» с. Терскол Учитель химии: Мусралиева Людмила Николаевна
Эпиграф урока: «От простого к сложному »
Цель урока: Цель урока: закрепить знание понятий «энергетический закрепить знание понятий «энергетический уровень», «энергетический подуровень»; уровень», «энергетический подуровень»; сформировать представления об электронных сформировать представления об электронных облаках и формах орбиталей; облаках и формах орбиталей; дать понятие «спин» и «антипараллельный спин»; дать понятие «спин» и «антипараллельный спин»; научить описывать химические элементы исходя из научить описывать химические элементы исходя из положения в периоде и в группе с учетом строения положения в периоде и в группе с учетом строения атома и объясять изменение свойств в периоде и в атома и объясять изменение свойств в периоде и в группе (главной подгруппе). группе (главной подгруппе). Задачи урока: развивать познавательную активность учащихся; развивать познавательную активность учащихся; углубить представление о строении атома; углубить представление о строении атома; создать условия для развития познавательного создать условия для развития познавательного интереса к предмету; интереса к предмету; воспитывать коммуникативные качества, умение воспитывать коммуникативные качества, умение высказывать собственное мнение. высказывать собственное мнение.
Вопросы: 1.Какие частицы входят в состав атомного ядра? 2.Что показывает атомный номер элемента? 3.Назовите элемент, в атоме которого 14 электронов? 4.Какой заряд имеет атом? 5.Чем являются атомы 12 Mg и 12 Mg? 2425
Графическим выражением периодического закона является периодическая система химических элементов
Работа по таблице: 1.Что называется периодом? 2.Сколько периодов в таблице? 3.Как называются 1,2,3 периоды? 4.Что называется группой?
1. Номер периода – это число энергетических уровней. 2. Максимальное число электронов на третьем уровне равно Номер группы – это число электронов на внешнем энергетическом уровне для элементов А подгруппы. 4. У атома кислорода заряд ядра атома равен В ядре атома химического элемента с 15 число нейтронов равно 16. Ответ : 10101
Объясни рисунок
Состояние электрона в атоме Вокруг ярда движутся электроны (e - ), образующие электронную оболочку, размеры которой определяют размеры самого атома. Заряд e - по величине равен заряду p +, но противоположен по знаку.
Состояние электрона в атоме Для электрона, движущегося в атоме нельзя с достаточной точностью определить его координаты (то есть точку пространства в которой он находится) и направление его движения. Следствием этого факта является вероятностное описание движения электрона в атоме. Область пространства, в которой вероятность нахождения электрона >90 %, называют электронной орбиталью.
Новые понятия: s – электроны – электроны, которые при движении образуют облако шаровидной формы; спин – это собственный магнитный момент импульса электрона; ! На одной орбитали может находиться лишь два электрона, обладающих противоположными (антипараллельными) спинами. p – электроны – электроны, которые при движении образуют орбиталь гантелеобразной формы; s - и p – элементы – элементы главных подгрупп (А-групп), у которых очередные электроны (идущие по порядку) помещаются на s - и p – орбиталях; d – элементы – элементы побочных подгрупп (Б-групп), у которых очередные электроны помещаются на d – орбиталях.
Форма и энергия атомных орбиталей Атомные орбитали s-типа имеют форму сферы: р- атомные орбитали имеют форму объемной восьмерки (гантели), направленной по оси x, y или z:
Граничные поверхности орбиталей
На s-подуровне может находиться одна атомная орбиталь – На p-подуровне их может быть уже три – На d- и f-подуровнях орбиталей в атоме может быть уже пять и семь соответственно: и Примеры: Ядро атома водорода имеет заряд +1, поэтому вокруг его ядра движется только один электрон на единственном энергетическом уровне. Его электронная конфигурация: Элемент 3 - литий. Ядро лития имеет заряд +3, следовательно, в атоме лития три электрона. Два из них находятся на первом энергетическом уровне, а третий электрон начинает заполнять второй энергетический уровень. Сначала заполняется s-орбиталь первого уровня, потом s-орбиталь второго уровня.
Ядро 1s орбиталь ЭЛЕКТРОННАЯЭЛЕКТРОННАЯ ОБОЛОЧКАОБОЛОЧКА Строение атома водорода
Ядро 1s орбиталь 2s орбиталь 2p орбиталь ЭЛЕКТРОННАЯЭЛЕКТРОННАЯ ОБОЛОЧКАОБОЛОЧКА Строение атома лития
Задание для класса: 1. Изобразите строение атомов следующих элементов: а) азота б) фосфора в) магния 2. Сравните строение атомов а) бора и фтора 3. По данным о распределении валентных электронов найдите элемент: а) 1s 2 2s 1 б) 1s 2 2s 2 2p 4 в) 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 г) 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 3d 10 4s 1 д) 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 3d 10 4s 2 4p 3 е) 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 3d 10 4s 2 4p 5 ж) 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 4
Что мы сегодня узнали нового? Электрон не имеет траектории и движение его происходит по орбитали. По схеме последовательного заполнения электронами энергетических уровней научились составлять электронные формулы элементов. По электронным формулам элементов научились составлять электронно- графические формулы. Научились по электронным формулам определять химический элемент. Итоги урока:
Домашнее задание: 1. § 37, стр Нарисуйте схемы строения электронных оболочек атомов: хлора, натрия, неона, углерода. Напишите для них электронные и электронно-графические формулы.