План урока : Формы духовной сферы общественной жизни. Определение культуры. Виды культуры. Этикет. Культурное наследие. Культурные универсалии.
Сферы общественной жизни Социальная Духовная Политическая Экономическая
Формы духовной сферы Наука Мораль Религия Образо вание Искусст во Культура
Определение культуры История: культура является результатом исторического развития. В нее входит все то, что люди произвели и что передается от поколения к поколению, - орудия, символы, верования. Психология: культура – особое приспособление людей к природному окружению и экономическим проблемам. Она складывается из всех результатов такого приспособления. Педагогика: культура – это поведение, которому человек научился, а не получил в качестве биологического наследства.
Культура в Древнем Риме Окультуривание, возделывание земли ( связь с сельским хозяйством )
XVIII век Совершенствование человеческих качеств
ХХ век Система норм и ценностей
Культура – совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра.
Культура народа
Виды культуры Материальная Нематериальная ( духовная ) Артефакты Нормы, правила, идеи, язык, традиции, ритуалы и т. д.
Этикет - нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе.
Вопросы к тексту для дополнительного чтения : Что такое этикет ? Какую роль он играет в жизни людей ? Как формировались подобные правила поведения людей в обществе ? Как вы относитесь к людям, которые нарушают правила этикета ? Какие манеры поведения людей прошлого сохранились до наших дней и какие основательно видоизменились ? Приведите примеры.
Культурное наследие – часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое.
Культурные универсалии – нормы, ценности, правила, традиции и свойства, присущие всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.
Домашнее задание § 17, проблема стр. 136.