Инновационные методы обучения иностранным языкам Заведующая лабораторией дистанционного обучения ИСМО РАО, кандидат педагогических наук Мария Андреевна Татаринова
Основные цели современной системы образования Формирование функциональной грамотности Способность адаптироваться в современном обществе. Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией. Подготовка компетентных и конкурентоспособных специалистов Обеспечение доступности и качества образования
СПЕЦИФИКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Язык - это средство, а речь - способ формирования и формулирования мыслей. Предметом речевой деятельности является мысль. Коммуникация - акт обще- ния, связь между двумя и более индивидами, основан- ная на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц. Языки должны изучаться в неразрывном единстве с миром и культурой народов, говорящих на этих языках (С.Г.Тер-Минасова)
ТЕМПЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНТЕРНЕТ В РОССИИ И МИРЕ Чтобы привлечь к себе 50 млн. пользователей потребовалось: Радио – 38 лет Телевидению – 13 лет Интернет – 4 года Количество пользователей в мире – 1.15 млр. (Guardian) В России количество пользователей увеличилось к 2008 г. до 40 млн. В 2012 – 59 млн. – 43% всего населения ( eMarketer )
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ Умение работать с информацией – одна из основных целей современной системы образования. Формирование критического мышления как базового умения работы с информацией. Личностно-ориентированный подход и конструктивизм как приоритетные направления современного образования. Проблемный характер познавательной деятельности студентов.
Современные педагогические технологии Лекция проблемной направленности. Семинары: обучение в малых группах сотрудничества; дискуссии; ролевые и деловые игры проблемной направленности; ситуационный анализ исследовательские; поисковые; метод проектов. Рефлексия («Портфель ученика»)
Средства «WEB 2.0» Форум Блог (blog) – средство (синонимы: программная среда, оболочка, движок) для публикации материалов в сети с возможностью доступа к его чтению (ведения личного дневника в сети) Вики (WikiWiki) – средство для создания коллективного гипертекста при котором история внесения изменений сохраняется. Примеры Делишес (Del.icio.us) - средство для хранения закладок на веб-страницы с описаниями и возможностью поиска и выборочного коллективного доступа Ютьюб (youtube) - средство для хранения, просмотра и обсуждения видеозаписей ( Filementality – средство организации поисковых и проблемных видов деятельности обучаемых в Интернете (
Filementality Hotlist – Список ссылок Multimedia Scrapbook – Мультимедийная коллекция Treasure Hunt – Поиск сокровищ Subject Sampler - Коллекция примеров WebQuest – Проектная деятельность
Дидактические задачи Задача обучения Изучение информаци и Изучение проблемы Изучение Интернет ресурсов Hotlist Создание медиатеки Scrapboo k Получение знаний Hunt Формировани е отношения Sampler Решение проблемы Web Quest
УРОВНИ ПРОБЛЕМНОСТИ УЧЕБНОГО СОДЕРЖАНИЯ Лингвистический Коммуникативный Духовный уровень [1] (ценностный, морально-этический)[1] Социокультурный [1][1] Ковалевская Е.В. Проблемность в преподавании иностранных языков. Современное состояние и перспективы. – М., «МНПИ», С.60-69
Hotlist/ «Список ссылок»: список аннотированных Интернет ресурсов по теме. Multimedia Scrapbook/ «Мультимедийная коллекция»: ученикам предоставляется возможность изучить подобранную учителем коллекцию мультимедийных ссылок (фотографии, карты, истории, факты, цитаты, аудиоклипы, видео фрагменты…), выбрать предпочитаемый ими ресурс и создать свою коллекцию мультимедийных материалов. Treasure Hunt/ «Поиск сокровищ»: поиск информации, позволяющей ответить на вопросы фактического характера по изучаемой теме; тоже самое, что и список ресурсов, но предполагает наличие проблемных вопросов по содержанию сайтов и итоговое задание. Subject Sampler/ «Коллекция примеров»: ученики изучают коллекцию подобранных преподавателем ссылок, включая вопросы, основанные на содержании сайтов и выражают свое отношение к нему; более сложный вид деятельности, чем поиск сокровищ, имеет личностно-ориентированный характер. WebQuest/ «Веб-квест»: проект, используется подборка Интернет сайтов в качестве начала комплексной деятельности по исследованию различных точек зрения на проблему, групповое сотрудничество и итоговой проект по выбору, интегрирующий иногда ролевую игру.
Дополнительная информация Дистанционный курс М.Крауса (Колледж Льюиса и Кларка, Университет Орегона, США) Новосибирский государственный технический университет
Библиография Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. – М., Ковалевская Е.В. Проблемность в преподавании иностранных языков: Современное состояние и перспективы. Учебник для вузов– М., «МНПИ», Полат Е.С. Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам. Интернет на уроках иностранного языка. // Иностранные языки в школе, 2001, 2, 3. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: уч. пособие для студ. высш. учеб. заведений / E.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – 2-е изд., стер. – М: «Академия», 2008.
Спасибо за внимание Мы открыты к сотрудничеству с Вами!