Основы алгоритмизации. Подготовка к ГИА. 9 класс Учитель информатики МОУ «Гимназия 1» г.Саратова Чернышов В.А.
Алгоритм – это конечная последовательность действий, приводящая к результату.
Свойства алгоритма (версия учебников по информатике) - дискретность; - понятность; - определенность; - конечность (результативность); - массовость.
Свойства алгоритма (версия Д.Кнута) - конечность; - определенность; - наличие входных данных; - наличие выходных данных; - эффективность.
СКИ - совокупность команд, понятных и выполняемых конкретным исполнителем
Среда исполнителя – совокупность объектов и связей между ними, над которыми данный исполнитель может выполнять команды.
Формы записи алгоритма: - описательная; - графическая.
Задание 1 Определите значение переменной А после исполнения данного алгоритма. A :=7 B := * A A := B / 5 * A Описание операций прилагается (:=, +, -, *, /). А и В переменные (знание понятия).
Строим таблицу решений (1 вариант) ПеременнаяДействиеЗначение АПрисвоить 7 7 ВПрисвоить 7+9*А 70 АПрисвоить В/5*А 98
Строим таблицу решений (2 вариант) АВДействие *А 98В/5*А
Задание 2 Определите значение переменной С после исполнения фрагмента алгоритма, записанного в виде блок-схемы. В := 12 С := 0 В = 4 С := С+В В := В - 2 да нет
1. Процесс 2. Решение Выполнение операций или группы операций, в результате которых изменяется значение, форма представления или расположение данных Выбор направления выполнения алгоритма или программы в зависимости от некоторых переменных условий
3. Модификация 4. Предопределенный процесс Выполнение операций, меняющих команды или группу команд, изменяющих программу Использование ранее созданных и отдельно описанных алгоритмов или программ
5. Ввод-вывод 6. Пуск - останов Преобразование данных в форму, пригодную для обработки (ввод) или отображения результатов обработки (вывод) Начало, конец, прерывание процесса обработки данных или выполнения программы
Строим таблицу решений СВ В := 12 С := 0 В = 4 С := С+В В := В - 2 нет да
Задание 3 Получить из числа 4 число 25, используя команды исполнителя 1.Вычти 1 2.Умножь на 3. Алгоритм строим от противного.
Решение: Алгоритм строим от противного, т.е. получим 4 из 25. Используем следующие команды: 1. Добавить Разделить на 3.
= 26 (чтобы разделить на 3) = : 3 = : 3 = = 4. А теперь эти команды можно записать в обратной последовательности.
Строим таблицу решений Т.о. получили ЧислоКоманда 4Вычти 1 3Умножь на Вычти 1 26Вычти 1 25
Задание 4 Получить из одной цепочки символов новую следующим образом: 1. Записывается исходная цепочка; 2. Далее она же в обратном порядке; 3. Далее по алфавиту буква, следующая по порядку за последней буквой из исходной цепочки. Дана цепочка АЛ. Что будет, если алгоритм применить дважды.
Строим таблицу решений Т.о. получили АЛЛАММАЛЛАН Цепочка символовКоманда АЛ1 АЛЛА2 АЛЛАМ3 АЛЛАММАЛЛА2 АЛЛАММАЛЛАН3
Список литературы: 1. Д.Кнут. Искусство программирования для ЭВМ. Т.1. Основные алгоритмы. Издательство «Мир». М Авдошин и др. Информатика. ГИА. Учебно- справочные материалы для 9 класса. Издательство «Просвещение». М ГИА Экзамен в новой форма. Информатика. 9 класс. Издательство Астрель. М ГОСТ Схемы алгоритмов и программ. Обозначения условные графические. 5. ГОСТ Схемы алгоритмов и программ. Правила выполнения.