Технологии проведения медиаобразовательных занятий Ведущие методики массового медиаобразования в зарубежных странах – раздел Анализ персонажей медиатекстов © Федоров Александр Викторович, Alexander Fedorov
Анализ персонажей медиатекстов на занятиях Анализ персонажей (Character Analysis) - анализ характеров, мотивов поведения, идейных ориентаций, поступков/действий персонажей медиатекстов.
Цикл литературно-имитационных творческих заданий для анализа персонажей медиатекстов Медийные агентства (media agencies): написать заявку, содержащую обоснование того, как известный медийный персонаж может стать логотипом, брэндом агентства/фирмы; Категории медиа/медиатекстов (media/media text categories): написать ряд синопсисов, где один и тот же стереотипный персонаж действует в медиатекстах разных видов и жанров; Медийные технологии (media technologies): представить план использования разнообразных медийных технологий для создания какого-либо известного персонажа;
Цикл литературно-имитационных творческих заданий для анализа персонажей медиатекстов Языки медиа (media languages): по написанному литературному минисценарию (или сценарной разработке эпизода) подготовить «режиссерский сценарий» медиатекста с двумя- тремя главными персонажами (фильм, радио/телепередача, компьютерная анимация и т.д.): с наметкой системы планов, ракурсов, движений камеры, монтажа (например, рассчитанный на 2-3 минуты экранного действия фильм/телесюжет, осуществимый в практике учебной видеосъемки);
Цикл литературно-имитационных творческих заданий для анализа персонажей медиатекстов Медийные репрезентации (media representations): составить рассказ от имени главного или второстепенного персонажа медиатекста: с сохранением особенностей его характера, лексики и т.п. («идентификация», «сопереживание», «сотворчество»); составить рассказ от имени одного из неодушевленных предметов, фигурирующих в медиатексте, изменив тем самым ракурс повествования в парадоксальную, фантастико- эксцентрическую сторону;
Цикл литературно-имитационных творческих заданий для анализа персонажей медиатекстов Медийные репрезентации (media representations): поставить героя медиатекста в измененную ситуацию (с переменой названия, жанра, времени, места действия медиатекста, его композиции: завязки, кульминации, развязки, эпилога и т.д.; возраста, пола, национальности персонажа и т.д.); придумать образы, характеры новых медийных персонажей, их диалоги, включить их в синопсис оригинального сценария; придумать испытания (физические, эмоциональные, моральные и пр.), с которыми сталкивается медийный персонаж;
Цикл литературно-имитационных творческих заданий для анализа персонажей медиатекстов Медийные репрезентации (media representations): написать сценарную разработку - «экранизацию» эпизода известного литературного произведения с упором на развитие характеров персонажей; написать сценарную разработку эпизода из собственной заявки на оригинальный сценарий, где главные персонажи вступали бы друг с другом в острый конфликт; написать оригинальный минисценарий, где можно было бы проследить развитие характеров персонажей. написать оригинальный текст (репортаж, интервью и пр.) для газеты, журнала, интернетного сайта, где рассказывалось бы о тех или иных персонажах;
Цикл литературно-имитационных творческих заданий для анализа персонажей медиатекстов Медийная аудитория(media audiences): составить монологи («письма» в редакции газет и журналов, на телевидение, в министерство культуры и т.п.) представителей аудитории с различными возрастными, социальными, профессиональными, образовательными и иными данными, находящихся на разных уровнях медиавосприятия («первичная идентификация», «вторичная идентификация», «комплексная идентификация», учет ориентации на развлекательную, рекреативную, компенсаторную и другие функции медиакультуры и т.д.);
Цикл ролевых творческих заданий для анализа персонажей медиатекстов Медийные агентства (media agencies): ролевая игра на тему взаимоотношений персонажей, олицетворяющих персонал типичного медийного агентства (журналисты, продюсеры, менеджеры и др.); Категории медиа/медиатекстов (media/media text categories): ролевая игра на тему взаимоотношений одних и тех же персонажей, оказавшихся в медиатекстах разных жанров;
Цикл ролевых творческих заданий для анализа персонажей медиатекстов Медийные технологии (media technologies): ролевая игра на тему съемки телепередачи (различные этапы подготовительного и съемочного процесса, включая подбор персонажей, исполнение студентами ролей персонажей в телестудии и т.д.); Языки медиа (media languages): подготовка пластических этюдов на тему взаимоотношений тех или иных персонажей – с отработкой их мимики, жестов, движений и т.д.;
Цикл ролевых творческих заданий для анализа персонажей медиатекстов Медийные репрезентации (media representations): театрализованный этюд на тему интервью (или «пресс-конференции») с различными персонажами медиатекста; театрализованный этюд на тему «международной встречи медиакритиков», которые обсуждают различные аспекты, связанные с характерами персонажей медиатекстов т.д.; «юридический» ролевой этюд, включающий процесс «расследования» преступлений главного отрицательного персонажа медиатекста, «суда» над ним;
Цикл ролевых творческих заданий для анализа персонажей медиатекстов Медийные репрезентации (media representations): актерские этюды: студенты получают задания сыграть роли, близкие к сюжету медиатекста («чиновник и посетитель», «дети и родители», «следователь и подозреваемый», «сыщик и свидетель преступления», «учитель и ученик», «врач и больной» и др.). Работа идет в группах по 2-3 человека. Каждая группа готовит и осуществляет на практике свой «игровой проект», который записывается на видеопленку. Педагог выступает в роли консультанта. Результаты обсуждаются и сравниваются. Студенты размышляют над тем, как они сами поступили бы в той или иной ситуации и почему;
Цикл ролевых творческих заданий для анализа персонажей медиатекстов Медийная аудитория(media audiences): театрализованный этюд на тему разнообразных реакций на медиатексты представителей аудитории разного возраста, уровня образования и социального статуса.
Цикл изобразительно-имитационных творческих заданий для анализа персонажей медиатекстов Медийные агентства (media agencies): подготовка серии рисунков, комикса на тему взаимоотношений персонажей, олицетворяющих персонал типичного медийного агентства (журналисты, продюсеры, менеджеры и др.); Категории медиа/медиатекстов (media/media text categories): создание серии рисунков на тему взаимоотношений одних и тех же персонажей, оказавшихся в медиатекстах разных жанров;
Цикл изобразительно-имитационных творческих заданий для анализа персонажей медиатекстов Медийные технологии (media technologies): серия рисунков, фотографий на тему использования различных медийных технологий в процессе подготовки образов персонажей для радио/телепередач или очередных номеров газеты; Языки медиа (media languages): подготовка серии рисунков, комиксов на тему взаимоотношений тех или иных персонажей – с отработкой их мимики, жестов, пластики движений, манены одеваться, пользоваться косметикой и т.д.;
Цикл изобразительно-имитационных творческих заданий для анализа персонажей медиатекстов Медийные репрезентации (media representations): подготовка рекламных афиш, постеров, коллажей, комиксов, в которых отражались бы характеры тех или иных персонажей медиатекстов; съемка фотографий друзей для «иллюстрированного журнала» с попыткой при этом передать особенности характера изображаемых людей. Медийная аудитория(media audiences): подготовка серии рисунков, комиксов на тему разнообразных реакций на медиатексты представителей аудитории разного возраста, уровня образования и социального статуса.
Характеристики персонажей в различных медиатекстах Качества персонажа в различных медиатекстах: мягкий(ая), грубый(ая),жесткий(ая), интеллектуал(ка), Тупица, Боец, Растяпа, бунтарь, конформист(ка), романтик, циник, заботливый(ая),отец/мать, семьянин, одиночка, открытый(ая), скрытный(ая), дружелюбный(ая), агрессивный(ая), враждебный(ая), самостоятельный(ая), иждивенец(ка), прямой(ая), простодушный(ая), изворотливый(ая), хитрый(ая), активный(ая), пассивный(ая), волевой(ая), безвольный(ая), остроумный(ая), ироничный(ая), саркастичный(ая), объект насмешек, верный(ая), предатель(ница), оптимист(ка), пессимист(ка), правдивый(ая), лживый(ая), добрый(ая), злой(ая), сильный(ая), слабый(ая), смелый(ая), решительный(ая), трусливый(ая), нерешительный(ая), трудолюбивый(ая), ленивый(ая), практичный(ая), безалаберный(ая), принципиальный(ая), беспринципный(ая), целеустремленный(ая),зависимый(ая),независимый(ая),эмоциональ ный(ая),холодный(ая), кокетливый(ая), строгий(ая), сексуальный(ая), фригидный(ая) и пр.
Вопросы к анализу персонажей медиатекста Медийные агентства (media agencies): Могут ли медийные персонажи зависеть от тематической/жанровой/политический и т.д. направленности конкретных медийных агентств? Если да, то как именно? Категории медиа/медиатекстов (media/media text categories): В чем сходства и в чем различия героев трагедии, драмы и мелодрамы? Медийные технологии (media technologies): Зависит ли внешний облик персонажей от медийных технологий? Если да, то как именно?
Вопросы к анализу персонажей медиатекста Языки медиа (media languages): Как гипертрофированная мимика и жесты персонажей связана с жанрами комедии, мюзикла, фантастики? Как авторы медиатекста могут показать, что их персонаж изменился? Можете ли Вы вспомнить эпизоды медиатекста, где события рассказаны/увидены глазами того или иного персонажа? Есть ли в таких эпизодах моменты, когда предлагаемая точка зрения помогает создать ощущение опасности или неожиданности? Почему определенные предметы (включая одежду персонажей, телеведущих и т.д.) изображены именно так? Что говорят нам эти предметы о персонажах, об их образе жизни, об их отношении друг к другу? Характеризует ли обстановка характеры людей, обычно живущих в ней? Если да, то как и почему?
Вопросы к анализу персонажей медиатекста Медийные репрезентации (media representations): Как изображаются в популярных медиатекстах разных жанров и стран: семья, класс, пол, раса и т.д. персонажей? Какие политические, социальные и культурные настроения отражаются во взглядах и поступках персонажей данного медиатекста? Видны ли там признаки девиантного поведения, сексизма, конформизма, тревоги, стереотипности мышления, конфликта поколений, высокомерия, снобизма, одиночества и т.д.?
Вопросы к анализу персонажей медиатекста Медийные репрезентации (media representations): Как персонажи данного медиатекста выражают свои взгляды на жизнь, идеи? Каковы психологические отношения между персонажами в медиатексте, причины их действий, последствия этих действий? Как развиваются характеры персонажей? Изменились ли главные персонажи в результате событий медиатекста? Как, почему? Что персонажи узнали в результате их развития сюжета медиатекста? Бывает ли так, что персонажи медиатекста показаны контрастно по отношению друг к другу? В каких сценах и как именно раскрываются конфликты между персонажами в данном медиатексте?
Вопросы к анализу персонажей медиатекста Медийные репрезентации (media representations): Кто является активным элементом действия в данном медиатексте – мужской или женский персонаж? Какие поступки совершают эти персонажи? Есть ли необходимость присутствия в сюжете женского персонажа? Имеются ли какие-либо связи между второстепенными сюжетными линиями, которые помогают пониманию мировоззрения, характеров персонажей и темы медиатекста? Следует ли финал логике характеров персонажей и их мировоззрения? Если нет, то как должен был завершиться медиатекст с учетом характеров персонажей и мировоззрения? Какой финал предпочли бы вы? Почему?
Вопросы к анализу персонажей медиатекста Медийная аудитория(media audiences): Каково ваше мнение о персонаже N.? Правильно ли он поступает? Могли ли бы вы поступить также как персонаж N. в той или иной ситуации? Что заставляет вас сочувствовать одним героям и осуждать других? Каков вклад каждого персонажа медиатекста в ваше понимание главного героя? Могут ли измениться ваши симпатии к персонажам по ходу действия в сюжете медиатекста? Какие качества, черты характера вы в идеале хотели бы обнаружить у героя/героини? Можно ли вашего любимого героя назвать активным? Может ли реакция аудитории продлить/прервать жизнь серийных медийных персонажей?