Система профилактической работы в образовательных учреждениях К. Г. Гуревич
Актуальность 100% детей и подростков на определенном этапе жизни проходят через образовательную среду 100% детей и подростков на определенном этапе жизни проходят через образовательную среду Во время обучения существенная часть времени детей и подростков прямо или косвенно связана с образовательными учреждениями Во время обучения существенная часть времени детей и подростков прямо или косвенно связана с образовательными учреждениями Образовательные учреждения влияют на состояние здоровья детей и подростков Образовательные учреждения влияют на состояние здоровья детей и подростков
Воздействие обучения на здоровье Учебные, физические, стрессовые нагрузки Учебные, физические, стрессовые нагрузки Система питания в образовательных учреждениях Система питания в образовательных учреждениях Санитарно-гигиеническое состояние помещений Санитарно-гигиеническое состояние помещений Возможность проведения организованных медицинских профилактических мероприятий Возможность проведения организованных медицинских профилактических мероприятий Обучение навыкам здоровьесохраняющего поведения Обучение навыкам здоровьесохраняющего поведения
Факторы риска здоровья детей и подростков Вредные привычки Вредные привычки Гиподинамия Гиподинамия Нерациональное питание Нерациональное питание Сургут: условия крайнего севера Сургут: условия крайнего севера
Состояние здоровья детей и подростков (1) Снижение числа абсолютно здоровых детей, среди учащихся - не более 10-12%; Снижение числа абсолютно здоровых детей, среди учащихся - не более 10-12%; Увеличение числа школьников, имеющих несколько медицинских диагнозов. Школьники 7-8 лет имеют в среднем 2 диагноза, лет – 3 диагноза, лет – 3-4 диагноза, а 20% подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний. Увеличение числа школьников, имеющих несколько медицинских диагнозов. Школьники 7-8 лет имеют в среднем 2 диагноза, лет – 3 диагноза, лет – 3-4 диагноза, а 20% подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний. Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации, 2003 год»
Общая заболеваемость детей в возрасте от 0 до 14 лет за период с 2000 по 2005 гг. возросла на 16%. Общая заболеваемость детей в возрасте от 0 до 14 лет за период с 2000 по 2005 гг. возросла на 16%. Количество детей, не готовых к систематическому обучению в школе (из-за состояния здоровья) в возрасте 6-7 лет составляет 32%. Количество детей, не готовых к систематическому обучению в школе (из-за состояния здоровья) в возрасте 6-7 лет составляет 32%. Число детей и подростков, имеющих сколиотическую осанку, с 1 по 9 класс возрастает от 7,29% до 28,57%. Число детей и подростков, имеющих сколиотическую осанку, с 1 по 9 класс возрастает от 7,29% до 28,57%. Состояние здоровья детей и подростков (2) Доклад о состоянии здоровья детей и подростков 6 октября 2006 на общей сессии РАН
Основные заболевания детей и подростков Болезни глаза Болезни глаза Заболевания опорно-двигательного аппарата Заболевания опорно-двигательного аппарата Патология ЖКТ Патология ЖКТ Болезни дыхательной системы Болезни дыхательной системы Патологические зависимости Патологические зависимости
Период обучения в образовательных учреждениях совпадает с наибольшей активностью роста, развития и формирования ребенка. Выявляется четкая закономерность изменения функциональных резервов организма; психологической деятельности ребенка, физиологической его активности, сопровождаясь отклонением местных факторов защиты.
Возможные отклонения в развитии детей и подростков 1 класс – психологическая компонента 1 класс – психологическая компонента 2 класс - + физическая компонента 2 класс - + физическая компонента 3 класс - + соматическая компонента 3 класс - + соматическая компонента 5 класс (многопредметное обучение) 5 класс (многопредметное обучение) + психическая компонента + психическая компонента 9 класс - + социальная компонента 9 класс - + социальная компонента 11 класс - + репродуктивная компонента 11 класс - + репродуктивная компонента
В результате реализации системы профилактической работы в образовательной среде возможно снижение заболеваемости детей и подростков, улучшение их успеваемости, возрастание интегрированности детей и подростков с ограниченными физическими способностями в образовательную среду, уменьшение число правонарушений в детско-подростковой среде
Основные направления профилактической работы (1) Формирование приоритетных направлений работы по здоровьесбережению; единой концептуально-методологической базы подобной работы; базисных принципов реализации программ; Формирование приоритетных направлений работы по здоровьесбережению; единой концептуально-методологической базы подобной работы; базисных принципов реализации программ; Выработка единой стратегии организации здоровьесберегающей образовательной среды в рамках межведомственного взаимодействия Департаментов Образования и Здравоохранения, других заинтересованных министерств и ведомств и сотрудничества с международными организациями и общественными объединениями Выработка единой стратегии организации здоровьесберегающей образовательной среды в рамках межведомственного взаимодействия Департаментов Образования и Здравоохранения, других заинтересованных министерств и ведомств и сотрудничества с международными организациями и общественными объединениями
Оптимизация использования финансовых и кадровых ресурсов; Оптимизация использования финансовых и кадровых ресурсов; Создание системы мониторинга состояния здоровья детей и подростков; Создание системы мониторинга состояния здоровья детей и подростков; Создание здоровьесохраняющей образовательной среды (санитарно- гигиенические условия, профилактические медицинские осмотры и прививки, паспорта здоровья детей и подростков, организация системы рационального питания, прививание навыков физической культуры детям и подросткам, профилактика вредных привычек, насилия и травматизма) Создание здоровьесохраняющей образовательной среды (санитарно- гигиенические условия, профилактические медицинские осмотры и прививки, паспорта здоровья детей и подростков, организация системы рационального питания, прививание навыков физической культуры детям и подросткам, профилактика вредных привычек, насилия и травматизма) Основные направления профилактической работы (2)
Обучение детей и подростков навыкам здоровьесберегающего поведения Обучение детей и подростков навыкам здоровьесберегающего поведения Профилактика отклоняющегося поведения; реализация программ первичной, вторичной и третичной профилактики отклоняющегося поведения; разработка системы социальной и трудовой реабилитации подростков с отклоняющимся поведением; Профилактика отклоняющегося поведения; реализация программ первичной, вторичной и третичной профилактики отклоняющегося поведения; разработка системы социальной и трудовой реабилитации подростков с отклоняющимся поведением; Основные направления профилактической работы (3)
Социальная реабилитация и интеграция в образовательную среду детей и подростков с ограниченными физическими способностями; расширение сети образовательных учреждений, принимающих детей и подростков с ограниченными физическими возможностями; Социальная реабилитация и интеграция в образовательную среду детей и подростков с ограниченными физическими способностями; расширение сети образовательных учреждений, принимающих детей и подростков с ограниченными физическими возможностями; Ранняя диагностика и профилактика ряда хронических инфекционных и неинфекционных заболеваний Ранняя диагностика и профилактика ряда хронических инфекционных и неинфекционных заболеваний Основные направления профилактической работы (4)
Основные направления деятельности и механизмы реализации (1) Тематическое повышение работников системы образования по вопросам здоровьесбережения в образовательной среде Тематическое повышение работников системы образования по вопросам здоровьесбережения в образовательной среде Поддержание санитарно-технического состояния образовательных учреждений на должном уровне Поддержание санитарно-технического состояния образовательных учреждений на должном уровне Соблюдение гигиенических правил и норм при организации учебного процесса Соблюдение гигиенических правил и норм при организации учебного процесса Использование адекватных возрасту, знаниям и др. особенностям обучающихся методик образования и формирования здорового образа жизни Использование адекватных возрасту, знаниям и др. особенностям обучающихся методик образования и формирования здорового образа жизни
Основные направления деятельности и механизмы реализации (2) Расширение сети школ здоровья Расширение сети школ здоровья Создание городских экспериментальных площадок для отработки инновационных образовательных программ и учебных планов, направленных на обучение здоровому образу жизни Создание городских экспериментальных площадок для отработки инновационных образовательных программ и учебных планов, направленных на обучение здоровому образу жизни Расширение сети спортивных учебных заведений Расширение сети спортивных учебных заведений Индивидуализация обучения Индивидуализация обучения Оснащение физкультурных залов и спортивных площадок образовательных учреждений необходимым оборудованием и инвентарем Оснащение физкультурных залов и спортивных площадок образовательных учреждений необходимым оборудованием и инвентарем
Основные направления деятельности и механизмы реализации (4) Обучение школьников навыкам личной гигиены Обучение школьников навыкам личной гигиены Проведение разовых и систематических мероприятий, направленных на профилактику курения, алкоголизма, злоупотребления психоактивными веществами Проведение разовых и систематических мероприятий, направленных на профилактику курения, алкоголизма, злоупотребления психоактивными веществами Проведение разовых и систематических мероприятий, направленных на профилактику детского и подросткового травматизма Проведение разовых и систематических мероприятий, направленных на профилактику детского и подросткового травматизма Создание в школьной среде атмосферы неприятия насилия Создание в школьной среде атмосферы неприятия насилия
Основные направления деятельности и механизмы реализации (5) Создание условий для того, чтобы дети и подростки с ограниченными физическими возможностями получили возможность посещать учебные заведения исходя из интеллектуального уровня Создание условий для того, чтобы дети и подростки с ограниченными физическими возможностями получили возможность посещать учебные заведения исходя из интеллектуального уровня Проведение регулярной диспансеризации и вакцинации детей и подростков, находящихся в образовательных учреждениях, в соответствии с рекомендациями органов здравоохранения Проведение регулярной диспансеризации и вакцинации детей и подростков, находящихся в образовательных учреждениях, в соответствии с рекомендациями органов здравоохранения Оснащение медицинских кабинетов школ Оснащение медицинских кабинетов школ Расширение сети школьных стоматологических кабинетов Расширение сети школьных стоматологических кабинетов
Факторы, влияющие на состояние здоровья
Комплексный подход к профилактическим программам
Спасибо за внимание!