Нестандартный урок. Каков он? Николай Иванович Субботин – заместитель директора по учебно- методической работе
Н.И. Субботин, 2009 год Изменения, происходящие в образовании: прежняя ориентация на цели госу- дарства сменяется личной ориента- цией его членов; государство устанавливает образо- вательные стандарты и перестает давать жесткие заказы;
Н.И. Субботин, 2009 год Государство перестает быть един- ственным учредителем образова- тельных учреждений; Основными принципами образова- тельной политики государства стали гуманизация и демократизация.
Н.И. Субботин, 2009 год Новые педагогические тенденции (по А.В. Хуторскому): изменение целеполагания в направлении культуросообразности и природоосообразности обучения; усиление личностной ориентации содержания и технологий образования; индивидуализация образовательных траекторий учащихся; творческая и развивающая направленность базового обучения; технологизация и компьютеризация учебного процесса.
Н.И. Субботин, 2009 год С урока начинается учебно- воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе урока. Конаржевский Ю.А
Н.И. Субботин, 2009 год Урок – динамическая и вариативная основная форма организации учебного процесса, при которой в рамках точно установленного времени учитель занимается с определенным составом учащихся – с классом – по твердому расписанию, используя разнообразные методы и средства обучения для решения поставленных задач образования, развития и воспитания.
Н.И. Субботин, 2009 год Урок традиционный – урок, кото- рый характеризуется порядком, проверенной регламентацией, дис- циплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю; точными очертаниями учебного материала, сложившимися тради- циями и стеореотипами.
Н.И. Субботин, 2009 год Нестандартный урок это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Нестандартный урок необычный по замыслу, организации и методике проведения.
Н.И. Субботин, 2009 год Основные подходы: нетрадиционный урок как отход от четкой структуры комбинированного урока и сочетание разнообразных методических приемов; Новые форм урока, появившиеся в последнее время и завоевывающие все более прочные позиции.
Н.И. Субботин, 2009 год Недостатки, которые допускаются педагогами при организации нестандартных уроков: стихийность и бессистемность применения; отсутствие прогноза положительных изменений, сдвигов в развитии учащихся; Не все учителя могут определить идею урока, его развивающие возможности; Преобладание репродуктивных технологий обученчения; внимание обращается преимущественно на форму, а не на его содер- жание; Перегрузка некоторых уроков учебным матери- алом, нередко фактологическим.
Н.И. Субботин, 2009 год Нестандартные уроки восполняют проблемы репродуктивных методов недостаточность дифференциации; мобильность структуры; формирование субъективных отношений за счет увеличения деятельности учащихся не только на уроке, но и в период его подготовки; изменение эмоционального фона урока; оценивание знаний учащихся на всех этапах урока и т.д.
Н.И. Субботин, 2009 год Нестандартные уроки предполагают: использование коллективных способов работы: обязанности распределяются между членами коллектива с учетом их индивидуальных особенностей и интересов в процессе коллективной работы ведется поиск оптимальных способов взаимосвязи членов группы, коррекция деятельности отдельных учащихся, если их действия не согласуются с общим планом коллективного труда; развитие умений и навыков самостоятельной работы, стремления к самостоятельному поиску: материал, преподнесенный в новой форме, воспринимается как информация, заставляющая задуматься, понять и запомнить;
Н.И. Субботин, 2009 год заинтересованное отношение к учебному материалу: при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал, находят удивительные факты, вопросы, сочиняют стихи, песни на определенную тематику; активизация деятельности учащихся: это уже не простые ученики, а активные участники учебного процесса; овладение способами управления коллективной деятельностью: уроки учат слушать, анализировать, учиться спорить, убеждать, отстаивать свое мнение, прислушиваться к мнению товарищей, находить быстрый выход в сложившейся ситуации, решать проблемные вопросы;
Н.И. Субботин, 2009 год становление новых отношений между учителями и учащимися: учащиеся становятся партнерами педагога по творчеству в атмосфере сотрудничества, коллективного труда; оценка деятельности учащихся их друзьями, товарищами по учебе: эта оценка для них подчас более значима, чем оценка педагога.
Н.И. Субботин, 2009 год Основные принципы нестандартных уроков отношение взаимопонимания с учеником; учение без принуждения; принцип трудной цели; принцип опоры для ученика, в качес- тве которой может быть путеводная нить рассказа, правила, способа решения задачи;
Н.И. Субботин, 2009 год принцип оценки, как уважительного отношения не только к детскому знанию, но и незнанию, поощрения чувства долга и ответственности; принцип самоанализа; принцип соответствующей формы; принцип интеллектуального фона класса и личностного подхода.
Н.И. Субботин, 2009 год Творческие принципы нестандартных уроков (Воронежский опыт): Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении. Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке. Не развлекательность, а занима- тельность и увлечение как основа эмоционального тона урока.
Н.И. Субботин, 2009 год Поддержка альтернативности, множест- венности мнений. Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения; «Скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям; Использование оценки в качестве форми- рующего ( а не только результатирующего инструмета).
Н.И. Субботин, 2009 год Группы нестандартных уроков: уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.; уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия; уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать»;
Н.И. Субботин, 2009 год уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал. уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча. уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет. перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».
Н.И. Субботин, 2009 год интегрированные уроки; трансформация традиционных способов организации урока: лекция- парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок- зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.
Н.И. Субботин, 2009 год Несколько советов по подготовке нестандартного урока: 1.Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся; 2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения
Н.И. Субботин, 2009 год 3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания; 4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;
Н.И. Субботин, 2009 год 5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла; 6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.
Н.И. Субботин, 2009 год Рекомендуемая литература: Густокашина Л.А. Педагогический анализ урока: учебно-методическое пособие. Пермь: ПКИПКРО, с.; Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 2. – Ростов-н/Д: Из-во: «Учитель», – 288с.; Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: Практическое пособие. Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., – 159с.
Н.И. Субботин, 2009 год Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Ога-незова Л.М. Современный урок. Часть 4. – Ростов- н/Д: Из-во: «Учитель», – 240с.; Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Ога-незова Л.М. Современный урок. Часть 5. – Ростов- н/Д: Из-во: «Учитель», – 208с.; Юнина Е.А. Технология качествен-ного обучения в школе. Учебно-методическое пособие – М.: Педагогическое общество России, – 244с.