Как составить рабочую программу учебного курса? Методические рекомендации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методические рекомендации для учителей. Основой образовательной деятельности в образовательном учреждении является учебная программа – нормативный документ,
Advertisements

Занятие 3 Основой образовательной деятельности в ОУ является учебная программа – нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и.
документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному.
Рабочая программа по теме: Как составить рабочую программу по предмету.
Рабочая программа – это учебная программа, разработанная на основе примерной программы (ст. 28 Закона РФ «Об образовании») для конкретного образовательного.
Рабочая программа по учебному предмету 1.Что такое Рабочая программа? 2.Какова ее структура? 3.Что отражает каждый элемент структуры Рабочей программы?
– учебная программа, разработанная педагогом на основе примерной (типовой) и (или) авторской учебной программы для конкретного ОУ и определенного класса.
1. титульный лист; 2. пояснительная записка; 3. требования к уровню подготовки учащихся; 4. календарно-тематическое планирование (учебно-тематический.
Методические рекомендации по составлению рабочих программ Лахно М.А.
Разработка рабочих учебных программ педагогами образовательных учреждений.
Рабочие программы Теоретический семинар Подготовила Шпилевая Е.В г.
Рабочая программа учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГАКАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ.
«Основные требования к разработке рабочих программ по географии»
Как составить рабочую программу курса? Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 18 г. Комсомольск-на-Амуре 2010 г.
Проектирование учебного курса на основе примерной рабочей программы ФГОС НОО.
1 Как составить рабочую программу учебного курса? (методические рекомендации)
Разработка рабочей (учебной) программы отдельных учебных предметов, курсов в соответствии с требованиями ФГОС Рябова Ж.А., методист отдела образования.
Разработка учебных рабочих программ (краткие методические рекомендации для написания рабочей программы учителя)
Филонова Л.В., зав.кафедрой теории и методики обучения и информатике Амурского областного ИРО.
Транксрипт:

Как составить рабочую программу учебного курса? Методические рекомендации

Информационное письмо Служба по контролю и надзору в сфер образования Иркутской области от г /11 «О рабочих программах»

Разработка программ: Примерные программы (ст. 28 Закона РФ «Об образовании») Рабочая программа учебного курса (п.2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании»)

Учебные программы Примерная (типовая) учебная программа (далее – Примерная программа) – документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана. Рекомендуется она Министерством образования и науки Российской Федерации и носит рекомендательный характер (письмо Минобрнауки РФ от г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»).письмо Минобрнауки

Учебные программы Авторская программа – это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и Примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним автором или группой. Для неё характерны оригинальная концепция и построение содержания. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений Авторской программы предшествует её экспертиза и апробация.

Учебная программа Рабочая программа – нормативно- управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности.

Отличия: Примерная программа: определяет базовые знания, умения, навыки и отражает систему ведущих мировоззренческих идей, общие рекомендации методического характера. Рабочая программа: конкретизирует соответствующий образовательный стандарт с учётом необходимых требований к её построению, а также описывает национально-региональный уровень, учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражает специфику обучения в данном образовательном учреждении.

Рабочая программа - это учебная программа, разработанная педагогом на основе Примерной для конкретного образовательного учреждения и определённого класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п.

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ титульный лист; пояснительная записка; требования к уровню подготовки учащихся; содержание программы учебного курса; учебно-тематический план (КТП) средства контроля; учебно-методические средства обучения.

Примечание: Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой учебной программе. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса. Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся. Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем, но не содержит информации об особенностях организации образовательного процесса

Титульный лист содержит: наименование образовательного учреждения; гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения); название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля); Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль); класс (параллель), которым изучается учебный курс, предмет, дисциплина (модуль); год составления программы.

Пояснительная записка: название, автор и год издания конкретной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа; цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений (задачи формулируются в соответствии со стандартом и с учетом данного образовательного учреждения); изменения, внесенные в примерную и авторскую программу, и их обоснование.

Пояснительная записка: учебно-методический комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ), используемый для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения (пособия, входящие в учебно-методический комплект, обозначаются с указанием их названия, класса, ФИО автора, издательства, года издания); количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов исследований; особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении**) и промежуточной аттестации учащихся (в соответствии с Положением о промежуточной аттестации учащихся в образовательном учреждении**). Пояснительная записка должна быть лаконичной.

Требования к уровню подготовки учащихся Описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента. Данный перечень целей-результатов обучения включает специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности. Основанием для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает государственный образовательный стандарт общего образования и учебная программа (примерная или авторская), на базе которой разрабатывается Рабочая программа.

Учебно-тематический план Последовательность изучения разделов и тем программы, показывает распределение учебных часов по разделам и темам, определяет проведение зачетов, контрольных, практических и др. видов работ за счет времени, предусмотренного максимальной учебной нагрузкой. Составляется учебно-тематический план на весь срок обучения (обычно на учебный год). Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы.

Содержание учебного курса Реферативное описание каждого раздела согласно нумерации в учебно- тематическом плане. Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания.

Средства контроля Система контролирующих материалов (тестовых материалов, контрольных работ, вопросов для зачета и др.) для оценки освоения школьниками планируемого содержания, представленного в виде перечня действий учащихся как целей-результатов обучения. Письменные контролирующие материалы могут включать кодификатор (спектр проверяемых умений), варианты работ, схему анализа работы. Устные – перечень вопросов и заданий.

Учебно-методические средства обучения Основная и дополнительная учебная литература (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии) справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы),оборудование и приборы, необходимые для реализации Рабочей программы. Используемый перечень учебно-методических средств обучения может быть классифицирован на три группы: «Литература (основная и дополнительная)», «Дидактический материал», «Оборудование и приборы».

Затруднения: Описание требований к уровню подготовки учащихся через выраженные диагностичные цели-результаты обучения; Необходимость пересмотра самого содержания, основанного на анализе избыточного и возможного недостающего информационного материала; Разработка контролирующих материалов, позволяющих получить объективную информацию о сформированности специальных предметных и общих учебных умений обучающихся

Рассмотрение и утверждение Рабочей программы Сроки и порядок рассмотрения Рабочих программ устанавливаются локальным актом образовательного учреждения. Например: Заседание методического объединения учителей (результаты рассмотрения заносятся в протокол), Согласование с заместителем директора по учебно-воспитательной работе, Утверждение руководителем ОУ.

Этапы составления Рабочей программы Шаг 1. Выбрать программу Шаг 2. Сравнить цели Шаг 3. Сопоставить требования к уровню подготовки выпускников Шаг 4. Оформить требования к уровню подготовки выпускников. Шаг 5. Выделить и конкретизировать требования к уровню подготовки учащихся.

Шаг 6. Сопоставить содержание выбранной Авторской программы с содержанием Примерной программы. Шаг 7. Включить (или исключить) в(из) содержание(я) Рабочей программы разделы, темы, вопросы. Шаг 8. Структурировать содержание Шаг 9. Определить дополнительную справочную и учебную литературу. Шаг 10. Создать контролирующие материалы. Шаг 11. Составить Рабочую программу. Этапы составления Рабочей программы