Научный стиль стиль литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи. Научный стиль стиль литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи. Стиль научных работ определяется в конечном счете их содержанием и целями научного сообщения: по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно- следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и так далее. Стиль научных работ определяется в конечном счете их содержанием и целями научного сообщения: по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно- следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и так далее. Пример, иллюстрирующий научный стиль речи: Пример, иллюстрирующий научный стиль речи: Наиболее важными хозяйственно-биологическими признаками сортов являются: стойкость к условиям произрастания (к климату, почве, вредителям и болезням), долговечность, транспортабельность и длительность хранения. (Г. Фетисов.) Наиболее важными хозяйственно-биологическими признаками сортов являются: стойкость к условиям произрастания (к климату, почве, вредителям и болезням), долговечность, транспортабельность и длительность хранения. (Г. Фетисов.)
Отличием научного от всех других стилей речи является то, что его можно разделить на три так называемых подстиля: Научный. Адресат этого стиля учёный, специалист. Целью стиля можно назвать выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий. Научный. Адресат этого стиля учёный, специалист. Целью стиля можно назвать выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий. Научно-учебный. Адресованы работы в данном стиле будущим специалистам и учащимся, с целью обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом, поэтому факты, изложенные в тексте, и примеры приводятся типовые. Научно-учебный. Адресованы работы в данном стиле будущим специалистам и учащимся, с целью обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом, поэтому факты, изложенные в тексте, и примеры приводятся типовые. Научно-популярный. Адресат любой интересующийся той или иной наукой. Цель дать представление о науке, заинтересовать читателя. Научно-популярный. Адресат любой интересующийся той или иной наукой. Цель дать представление о науке, заинтересовать читателя.
Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера определённых наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монография, научная статья, доклад, учебник и т. д.), что даёт возможность говорить о специфике стиля в целом. Вместе с тем вполне естественно, что, например, тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории. Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера определённых наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монография, научная статья, доклад, учебник и т. д.), что даёт возможность говорить о специфике стиля в целом. Вместе с тем вполне естественно, что, например, тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории.монографиястатьядокладучебникмонографиястатьядокладучебник Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связей между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания. Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связей между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания. Логичность это наличие смысловых связей между последовательными единицами (блоками) текста. Логичность это наличие смысловых связей между последовательными единицами (блоками) текста.текста Последовательностью обладает только такой текст, в котором выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному. Последовательностью обладает только такой текст, в котором выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному. выводысодержания выводысодержания
Ясность, как качество научной речи, предполагает понятность, доступность. По степени доступности научные, научно-учебные и научно-популярные тексты различаются по материалу и по способу его языкового оформления. Ясность, как качество научной речи, предполагает понятность, доступность. По степени доступности научные, научно-учебные и научно-популярные тексты различаются по материалу и по способу его языкового оформления. Точность научной речи предполагает однозначность понимания, отсутствие расхождения между означаемым и его определением. Поэтому в научных текстах, как правило, отсутствуют образные, экспрессивные средства; слова используются преимущественно в прямом значении, частотность терминов также способствует однозначности текста. Точность научной речи предполагает однозначность понимания, отсутствие расхождения между означаемым и его определением. Поэтому в научных текстах, как правило, отсутствуют образные, экспрессивные средства; слова используются преимущественно в прямом значении, частотность терминов также способствует однозначности текста. частотностьтерминов частотностьтерминов Жёсткие требования точности, предъявляемые к научному тексту, делают ограничение на использование образных средств языка: метафор, эпитетов, художественных сравнений, пословиц и т. п. Иногда такие средства могут проникать в научные произведения, так как научный стиль стремится не только к точности, но и к убедительности, доказательности. Иногда образные средства необходимы для реализации требования ясности, доходчивости изложения. Жёсткие требования точности, предъявляемые к научному тексту, делают ограничение на использование образных средств языка: метафор, эпитетов, художественных сравнений, пословиц и т. п. Иногда такие средства могут проникать в научные произведения, так как научный стиль стремится не только к точности, но и к убедительности, доказательности. Иногда образные средства необходимы для реализации требования ясности, доходчивости изложения.метафорэпитетовсравнений пословицметафорэпитетовсравнений пословиц
Эмоциональность, как и экспрессивность, в научном стиле, который требует объективного, «интеллектуального» изложения научных данных, выражается иначе, чем в других стилях. Восприятие научного произведения может вызывать определённые чувства у читателя, но не как ответную реакцию на эмоциональность автора, а как осознание самого научного факта. Хотя научное открытие воздействует независимо от способа его передачи, сам автор научного произведения не всегда отказывается от эмоционально-оценочного отношения к излагаемым событиям и фактам. Стремление к ограниченному использованию авторского «я» это не дань этикету, а проявление отвлеченно-обобщённой стилевой черты научной речи, отражающей форму мышления. Эмоциональность, как и экспрессивность, в научном стиле, который требует объективного, «интеллектуального» изложения научных данных, выражается иначе, чем в других стилях. Восприятие научного произведения может вызывать определённые чувства у читателя, но не как ответную реакцию на эмоциональность автора, а как осознание самого научного факта. Хотя научное открытие воздействует независимо от способа его передачи, сам автор научного произведения не всегда отказывается от эмоционально-оценочного отношения к излагаемым событиям и фактам. Стремление к ограниченному использованию авторского «я» это не дань этикету, а проявление отвлеченно-обобщённой стилевой черты научной речи, отражающей форму мышления. - Характерной чертой стиля научных работ является их насыщенность терминами (в частности, интернациональными). Не следует, однако, переоценивать степень этой насыщенности: в среднем терминологическая лексика обычно составляет процентов общей лексики, использованной в работе.
Большую роль в стиле научных работ играет использование абстрактной лексики. Большую роль в стиле научных работ играет использование абстрактной лексики. В области морфологии наблюдается использование более коротких вариантов форм, что соответствует принципу экономии языковых средств. В области морфологии наблюдается использование более коротких вариантов форм, что соответствует принципу экономии языковых средств. Для связи частей текста используются специальные средства (слова, словосочетания и предложения), указывающие на последовательность развития мыслей («вначале», «потом», «затем», «прежде всего», «предварительно» и др.), на связь предыдущей и последующей информации («как указывалось», «как уже говорилось», «как отмечалось», «рассмотренный» и др.), на причинно-следственые отношения («но», «поэтому», «благодаря этому», «следовательно», «в связи с тем, что», «вследствие этого» и др.), на переход к новой теме («рассмотрим теперь», «перейдем к рассмотрению» и др.), на близость, тождественность предметов, обстоятельств, признаков («он», «тот же», «такой», «так», «тут», «здесь» и др.). Для связи частей текста используются специальные средства (слова, словосочетания и предложения), указывающие на последовательность развития мыслей («вначале», «потом», «затем», «прежде всего», «предварительно» и др.), на связь предыдущей и последующей информации («как указывалось», «как уже говорилось», «как отмечалось», «рассмотренный» и др.), на причинно-следственые отношения («но», «поэтому», «благодаря этому», «следовательно», «в связи с тем, что», «вследствие этого» и др.), на переход к новой теме («рассмотрим теперь», «перейдем к рассмотрению» и др.), на близость, тождественность предметов, обстоятельств, признаков («он», «тот же», «такой», «так», «тут», «здесь» и др.).
Научные тексты оформляются в виде отдельных законченных произведений, структура которых подчинена законам жанра. Научные тексты оформляются в виде отдельных законченных произведений, структура которых подчинена законам жанра. Можно выделить следующие жанры научной прозы: монография, журнальная статья, рецензия, учебник (учебное пособие), лекция, доклад, информационное сообщение (о состоявшейся конференции, симпозиуме, конгрессе), устное выступление (на конференции, симпозиуме и т. д.), диссертация, научный отчёт. Эти жанры относятся к первичным, то есть созданным автором впервые. Можно выделить следующие жанры научной прозы: монография, журнальная статья, рецензия, учебник (учебное пособие), лекция, доклад, информационное сообщение (о состоявшейся конференции, симпозиуме, конгрессе), устное выступление (на конференции, симпозиуме и т. д.), диссертация, научный отчёт. Эти жанры относятся к первичным, то есть созданным автором впервые. монографиястатьярецензияучебниклекциядокладконференциисимпозиумеконгрессе диссертацияотчёт монографиястатьярецензияучебниклекциядокладконференциисимпозиумеконгрессе диссертацияотчёт К вторичным текстам, то есть текстам, составленным на основе уже имеющихся, относятся: реферат, автореферат, конспект, тезисы, аннотация. При подготовке вторичных текстов происходит свертывание информации в целях сокращения объёма текста. К вторичным текстам, то есть текстам, составленным на основе уже имеющихся, относятся: реферат, автореферат, конспект, тезисы, аннотация. При подготовке вторичных текстов происходит свертывание информации в целях сокращения объёма текста.рефератавторефератконспект тезисыаннотациярефератавторефератконспект тезисыаннотация К жанрам учебно-научного подстиля относятся: лекция, семинарский доклад, курсовая работа, реферативное сообщение. К жанрам учебно-научного подстиля относятся: лекция, семинарский доклад, курсовая работа, реферативное сообщение.лекциядокладлекциядоклад
Возникновение с развитием разных областей научного знания, разных сфер деятельности человека. На первых порах стиль научного изложения был близок к стилю художественного повествования. Отделение научного стиля от художественного произошло в александрийский период, когда в греческом языке, распространившем свое влияние, в то время, на весь культурный мир, стала создаваться научная терминология. Возникновение с развитием разных областей научного знания, разных сфер деятельности человека. На первых порах стиль научного изложения был близок к стилю художественного повествования. Отделение научного стиля от художественного произошло в александрийский период, когда в греческом языке, распространившем свое влияние, в то время, на весь культурный мир, стала создаваться научная терминология. терминология Впоследствии она была пополнена из ресурсов латыни, ставшей интернациональным научным языком европейского средневековья. В эпоху Возрождения учёные стремились к сжатости и точности научного описания, свободного от эмоционально-художественных элементов изложения как противоречащих абстрактно-логическому отображению природы. Однако освобождение научного стиля от этих элементов шло постепенно. Известно, что слишком «художественный» характер изложения Галилея раздражал Кеплера, а Декарт находил, что стиль научных доказательств Галилея чрезмерно «беллетризован». В дальнейшем образцом научного языка стало логическое изложение Ньютона. Впоследствии она была пополнена из ресурсов латыни, ставшей интернациональным научным языком европейского средневековья. В эпоху Возрождения учёные стремились к сжатости и точности научного описания, свободного от эмоционально-художественных элементов изложения как противоречащих абстрактно-логическому отображению природы. Однако освобождение научного стиля от этих элементов шло постепенно. Известно, что слишком «художественный» характер изложения Галилея раздражал Кеплера, а Декарт находил, что стиль научных доказательств Галилея чрезмерно «беллетризован». В дальнейшем образцом научного языка стало логическое изложение Ньютона.Галилея КеплераДекартНьютонаГалилея КеплераДекартНьютона
В России научный язык и стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII века, когда авторы научных книг и переводчики стали создавать русскую научную терминологию. Во второй половине этого века благодаря работам М. В. Ломоносова и его учеников формирование научного стиля сделало шаг вперед, но окончательно он сложился во второй половине XIX века вместе с научной деятельностью крупнейших учёных этого времени. В России научный язык и стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII века, когда авторы научных книг и переводчики стали создавать русскую научную терминологию. Во второй половине этого века благодаря работам М. В. Ломоносова и его учеников формирование научного стиля сделало шаг вперед, но окончательно он сложился во второй половине XIX века вместе с научной деятельностью крупнейших учёных этого времени. XVIII векаМ. В. ЛомоносоваXIX века XVIII векаМ. В. ЛомоносоваXIX века
Специальные слова, термины, специальная фразеология, сложные синтаксические конструкции характерны для: A) Публицистического стиля. B) Разговорного стиля. C) Официально-делового стиля. D) Научного стиля. Е) Художественного стиля. Специальные слова, термины, специальная фразеология, сложные синтаксические конструкции характерны для: A) Публицистического стиля. B) Разговорного стиля. C) Официально-делового стиля. D) Научного стиля. Е) Художественного стиля. Определите стиль текста: "Гроза - атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между облаками и земной поверхностью. Эти разряды - молнии - сопровождаются сильными осадками." A) Разговорный. B) Официально- деловой. C) Публицистический. D) Художественный. Е) Научный. Определите стиль текста: "Гроза - атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между облаками и земной поверхностью. Эти разряды - молнии - сопровождаются сильными осадками." A) Разговорный. B) Официально- деловой. C) Публицистический. D) Художественный. Е) Научный.
Определите стиль текста. - Ты что, Галинка? - Ничего. - Боишься одна? - Я вообще ничего не боюсь. A) Художественный. B) Официально-деловой. C) Разговорный. D) Научный. Е) Публицистический. Определите стиль текста. - Ты что, Галинка? - Ничего. - Боишься одна? - Я вообще ничего не боюсь. A) Художественный. B) Официально-деловой. C) Разговорный. D) Научный. Е) Публицистический. Стиль документов, государственных актов, договоров, Стиль документов, государственных актов, договоров, юридических законов, служебной переписки: A) Научный. B) Разговорный. C) Художественный. D) Официально-деловой. Е) Публицистический. Укажите, к какому стилю языка относится предложение: На исходе XV столетия казахская литература стремится расширить и углубить светское начало, освоить психологический план в изображении человека, совершенствовать язык, приемы композиции, закрепить связи с фольклором. A) Разговорный стиль. B) Публицистический стиль. C) Стиль художественной литературы. D) Деловой стиль. Е) Научный стиль. На исходе XV столетия казахская литература стремится расширить и углубить светское начало, освоить психологический план в изображении человека, совершенствовать язык, приемы композиции, закрепить связи с фольклором. A) Разговорный стиль. B) Публицистический стиль. C) Стиль художественной литературы. D) Деловой стиль. Е) Научный стиль.
Монографии, диссертации, доклады, рефераты - жанры: A) Публицистического стиля. B) Научного стиля. C) Художественного стиля. D) Разговорного стиля. Е) Официально-делового стиля. Монографии, диссертации, доклады, рефераты - жанры: A) Публицистического стиля. B) Научного стиля. C) Художественного стиля. D) Разговорного стиля. Е) Официально-делового стиля. В научном стиле употребляются: A) Специальная лексика, терминология. B) Эмоционально окрашенная лексика, междометия. C) Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. D) Диалог,неполные предложения. Е) Формы слов, придающие речи непринужденный характер. В научном стиле употребляются: A) Специальная лексика, терминология. B) Эмоционально окрашенная лексика, междометия. C) Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. D) Диалог,неполные предложения. Е) Формы слов, придающие речи непринужденный характер. Определите, какая из характеристик научного стиля неверна: A) Основная функция - дать точные сведения. B) Языковые средства - сложные предложения, вводные слова. C) Стилевые черты - стандартизированность речи, речевые штампы. D) Форма использования - письменная. Е) Сфера применения - учебники, учебные пособия, статьи. Определите, какая из характеристик научного стиля неверна: A) Основная функция - дать точные сведения. B) Языковые средства - сложные предложения, вводные слова. C) Стилевые черты - стандартизированность речи, речевые штампы. D) Форма использования - письменная. Е) Сфера применения - учебники, учебные пособия, статьи. В научном стиле написано предложение: В научном стиле написано предложение: A) Ни шагу назад! Пусть трус или малодушный, для кого своя жизнь дороже родины, гибнет без славы, ему нет и не будет места на нашей земле. A) Ни шагу назад! Пусть трус или малодушный, для кого своя жизнь дороже родины, гибнет без славы, ему нет и не будет места на нашей земле. B) В соответствии с заключёнными договорами издательство своевременно осуществляет выпуск и поставку печатной продукции с соблюдением ассортимента. C) Лексика - совокупность слов, характерных для данного варианта речи того или иного стилистического пласта