Местоимения во фразеологизмах. Урок русского языка. 6 класс. Учитель: Заворуева Л.А. Место урока в системе уроков по теме «Местоимение»: повторительно-обобщающий урок по теме «Местоимение».
Местоимения во фразеологизмах. Задачи урока: -развитие умений опознавать, анализировать, классифицировать местоимения; -развитие знаний о фразеологизмах, их функционировании в различных сферах и ситуациях общения; -применение полученных знаний о роли местоимений в речи в собственной речи; -осознание языка как формы выражения национальной культуры.
Задание на первый этап урока. 1.По картинке определить, о каком фразеологическом обороте идет речь. 2.Выписать местоимения в той форме, в которой они даны во фразеологическом обороте. 3.Распределить местоимения в таблице по разрядам. 4.Составить предложения с местоимением.
Быть не в своей тарелке
Быть не на своем месте
Взвешивать свои слова
Взять себя в руки
Выводить кого-либо из себя
Вынести на своих плечах
Знать все ходы и выходы
Кричать на всех перекрестках
Кто в лес, кто по дрова
Кусать себе локти
Мерить на свой аршин
Мотать себе на ус
Моя хата с краю
Нажимать на все педали
Называть вещи своими именами
Найти себя
Не видать как своих ушей
Не находить себе места
Не от мира сего
Ни на что не похоже
Пальцем никого не тронуть
Переломить себя
Платить той же монетой
Поднять всех на ноги
Поставить все на карту
Прожужжать все уши
Рвать на себе волосы
Садиться не в свои сани
Сами с усами
Склонять во всех падежах
Проверим себя! Притяжательные В своей На своем Свои На своих На свой Моя Своими Своих В свои Возвратное Себя Из себя Себе Себя Себе Себя На себе Неопределенные Кого-либо Определительные Все На всех На все Всех Все Сами Во всех Относительные кто Указательные Сего той Отрицательные Ни на что никого
Местоимения во фразеологизмах. Задание: Какие местоимения чаще всего употребляются во фразеологизмах? Используя знания о значении местоимений этих разрядов и о роли фразеологизмов в речи, поясните ответ.
Местоимения во фразеологизмах. Задание. Произведите морфологический разбор местоимений из фразеологизмов: -Быть не в своей тарелке. -Взять себя в руки. -Выводить кого-либо из себя.
Определите фразеологизм по значению. Подчинять кого-либо своей воле На себе испытывать какие-либо трудности Судить о ком-либо крайне односторонне Прилагать старания для достижения чего-нибудь Расстраивать чьи-то планы Брать в свои руки. Выносить на своих плечах Мерить на свой аршин Нажимать на все педали Смешать карты
Составьте фразеологизмы. -Знать все -Кричать на -Называть вещи -Прожужжать -Садиться не -Пальцем -своими именами -ходы и выходы -никого не тронуть - в свои сани -все уши -всех перекрестках
Подберите русские фразеологизмы, близкие по значению к следующим устойчивым выражениям из других языков. -Это пока еще написано на звездах. -Прямой палки от кривой тени не бывает. Задание: найти местоимения и определить их синтаксическую роль в предложении.
Закончите фразеологизмы -Зарубить себе… -Не видеть дальше своего… -Выводить кого-либо.. -Взвешивать … -Мерить на… -Платить той же…
В каком предложении не используется фразеологизм? -Антон Макарович от страха не находил себе места. -Не видать ему пятерки как своих ушей. -Моя хата находится с краю деревни. -И пальцем никого не смей трогать! Веди себя достойно. Задание: запишите по одному предложению и определите синтаксическую роль фразеологизмов в данных предложениях.
Выполните задания: 1.Составьте и запишите 2-3 предложения с фразеологизмами. 2.Определите сферу употребления фразеологизмов, использованных вами для составления предложений.
Подведем итоги. 1.Нужны ли фразеологизмы в речи? Почему? 2.Какую роль играют местоимения во фразеологических оборотах? 3.Какие открытия вы для себя сделали во время урока? 4.Кого из ребят класса вы хотите поблагодарить за ответы, выступления? Чьи ответы помогли вам понять материал урока?
Информация для коллег. Урок разработан и проведен в апреле 2008 года. Учитель: Заворуева Л.А. МОУ Казачинская средняя общеобразовательная школа.